Снова и снова задаю себе вопрос: Зачем мне и моим детям нужно музыкальное образование? Хлопотное это дело, да и дороговатое... Залезла на просторы интернета за ответом. Вот что нашла:
Итак, у вашего 3-х, 4-х летнего малыша склонность к музыке. Вы хотите эту склонность поддержать и развить, а позже — отвести его в музыкальную школу. При этом надеетесь, что ваш ребёнок станет музыкантом или композитором. На худой конец, преподавателем музыкальной школы или будет играть в оркестре. А теперь представим, что всё сложится не совсем так...Что, если из вашего ребёнка не получится музыканта, и он в будущем выберет другую профессию? Означает ли это, что силы, время и деньги (обучение музыке требует и того, и другого, и третьего) потрачены зря? Да и вообще — нужна ли ребёнку музыка, если он не станет музыкантом?
Обучение музыке тесно связано с нравственным воспитанием. А.В.Луначарский, первый нарком просвещения первого социалистического государства, наломавший немало дров, но и сделавший много хорошего, сказал мудрые слова: "Образованный человек — это человек, в котором доминирует образ человеческий". То есть способный к сопереживанию, умеющий в любви и в ненависти сохранить человеческое лицо.
Мы много внимания уделяем умственному воспитанию. Сегодня неграмотный человек — музейная редкость. Завтра такой же редкостью станет человек, не имеющий среднего образования. Хуже обстоит дело с нравственным воспитанием. С воспитанием культуры человеческих чувств. Есть все основания говорить о "ножницах" между эмоциональным и интеллектуальным развитием личности. Интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное.
"Опасность не в том,- писал украинский специалист по кибернетике Г.Суворов,-
что машины начнут думать по- человечски, а в том, что человек начнёт думать, как машина". Если ребёнка не воспитать эмоционально, он превратится в робота. Перестанет мечтать, любить и сопереживать.Порой родители прилагают все силы, чтобы их дети поступили в престижную школу, получили аттестат или диплом с отличием, и забывают о развитии духовного мира ребёнка. И тогда вырастают люди с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и сочувствию.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский (в советские времена его не вполне заслуженно вознесли на пьедестал большого учёного, но практик он был блестящий), опрашивая подростков в колонии для несовершеннолетьних, обратил внимание, что они, в подавляющем большинстве своём, не любили серьёзной музыки. Думаем, что это не случайно. Классическая музыка оказывает положительное влияние на развитие духовно-эмоциональной сферы и, как это ни странно звучит, потеря интереса молодёжи к серьёзной музыке и возросший во всём мире уровень подростковой преступности — звенья одной цепи.
Чтобы не рос злым...Далеко не все верят в такую возможность. "Вряд ли,- возражал наш знакомый, физик по профессии, отец двух детей. — воспитывать может слово, мысль, поступок. Но звуки, не несущие конкретной информации. Что-то верится с трудом..." Попробуем разобраться...
Восьмидесяти двум родителям, дети которых учатся в музыкальной школе, мы задали вопрос: "Зачем вы учите ребёнка музыке?". Попросили выделить главную причину. Шестнадцать ответили: "Чтобы умел на инструменте играть". Двадцать один — "для общего развития". Тридцать шесть — "хотим, чтобы стал музыкантом". Восемь — "чтобы полюбил музыку". А один папа написал: "Чтобы не рос злым".
Последний ответ, хотя и был единственным, для нас особенно важен, так как отражает основную тенденцию современной музыкальной педагогики: главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир ученика.
Музыка учит эмоциональной культуреУ ребёнка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обострённо чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Обучение музыке способно сохранить в детях эту свежесть и обострённость чувств. "Каждому ребёнку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны,- писал известный американский педагог Б.Спок. — Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми". Одним из важнейших средств эмоционального развития становится музыка, для которой язык эмоций родной.
Семилетняя девчушка играет пьесу "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.Чайковского, и её глаза погрустнели. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, чужому несчастью.
Серёжа, 8 лет, прослушав пьесу Шумана "Первая утрата", нарисовал рисунок: птенчик выпал из гнезда и лежит под деревом. Прилетели птички, папа и мама. Они сидят, нахохлившись, на краю гнезда и тоскуют.
Слушая музыку, исполняя её, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, даже немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости.
Древние о воздействии музыки на человекаО том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали ещё древние. Пифагор, который больше известен нам как математик и астроном, сказал своё слово и в античной эстетике. "Смешивая различные мелодии, как лекарства,- свидетельствует его современник, — он легко приводил к противоположному состоянию страсть, неуемную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели".
Пифагорейцы провозглашали музыку особым искусством, даром богов. Силой, которая очищает, облагораживает душу человека. Они считали, что звуки родственны чувствам и потому рождают в душе отклик. Из этого делался вывод о воспитательном воздействии музыки. Последователи Пифагора добивались, чтобы музыка перешла в ведение государства, так как в таком серьёзном с общественной точки зрения деле, как музыкальное искусство, недопустимы риск и произвол. Они искали "целебные составы" мелодий танцевальных движений и ритмов, способных обуздать крайность страстей, очистить их от зла.
Здесь перенесёмся на минутку в наше время и заметим, что свобода музыкального выражения на сегодняшней телевизионной эстраде, выражаясь языком пифагорейцев, далеко не всегда способствует правильному подбору этих мелодий и порой носит не "целебный", но "вредящий" характер.
Другой древнегреческий философ, Платон, сочувствующий эстетическим взглядам Пифагора, писал, что "...ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведёт к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой".
Мысль Платона развил Аристотель: "Не должна ли музыка помимо того, что она доставляет обычное наслаждение, служить и более высокой цели, а именно производить своё воздействие на человеческую этику и психику? Что музыка влияет на моральные качества, доказывает, помимо многого иного, песни Олимпа, которые, по общему признанию, наполняют душу энтузиазмом, который есть эффект этического порядка в нашей психике".
Древнегреческий философ Демокрит рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях.
Большое значение правильному музыкальному воспитанию придавали и в Древнем Китае. В представлении древних китайцев музыка была символом порядка и цивилизации. По их мнению, каждый образованный человек должен был уметь играть на том или ином музыкальном инструменте. Известно, например, что Конфуций играл на цине (китайский музыкальный инструмент того времени) в минуты опасности.
Избегать музыки, оказывающей "вредное влияние"Если перевести выше сказанное на современный язык, то получается мысль абсолютно практически применимая, даже утилитарная: песни, мелодии, гармонии не набор звуков, а особый язык. Язык эмоционального выражения. А также средство воспитания. В нашем контексте — эмоционального и нравственного. И языком этим надо пользоваться умело, не пуская дело на самотёк. Другими словами, воздействие музыки может быть не только положительным, но и отрицательным.
Отсюда следует, что как существуют запреты на определённые слова, например, призывающие к национальной нетерпимости или насилию, точно также должен быть запрет на определённые звуки и гармонии. А именно на те, которые оказывают на человека, по выражению Пифагора, "вредное влияние".
А то, что такие звуки и гармонии существуют, несомненно. Не случайно возле залов, где выступают некоторые музыкальные группы, например, исполняющие "тяжёлый рок", дежурят усиленные наряды милиции. После подобных концертов у публики, особенно у молодёжи и подростков, психика которых легко ранима и поддаётся наибольшему влиянию, резко возрастает агрессивность.
Другое дело — не совсем понятно, кто будет эти запреты осуществлять. Ясно только, что это должны быть не чиновники, даже самые высокопоставленные, а специалисты. Психологи, педагоги, музыканты.
Иногда, слушая радио или телевизионные программы, складывается ощущение, что в Древней Греции понимали значение музыкального воспитания лучше, чем в сегодняшнем мире. Музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, кифаре, флейте, хоровое пение) ещё со времён Солона вошли в программу древнегреческой школы. Древнегреческие учителя, подбирая определённые музыкальные произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, прямота, мужество.
Занятия музыкой приучают к трудуЧтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, надо ежедневно трудиться, снова и снова повторяя отдельные аккорды, фразы, пассажи. Все без исключения большие музыканты в детстве занимались игрой на инструменте по много часов в день. Чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно. Необходимо умение концентрировать внимание.
Написали и вспомнили притчу. У Николо Паганини не было учеников. Точнее, был только один — посредственный скрипач-оркестрант. В течении нескольких лет он ездил за великим итальянским скрипачом и просил взять его в обучение. Наконец маэстро согласился. Через год занятий оркестрант стал виртуозом и начал выступать с сольными концертами. Когда новоиспечённого виртуоза спрашивали о методе Паганини, он был краток: "Паганини научил меня концентрации внимания".
Музыкальные занятия, как, пожалуй, никакие другие, развивают это важное качество, которое пригодятся не только музыканту, но и человеку любой другой профессии. Хотя бы поэтому можно утверждать, что если ваш ребёнок, окончив музыкальную школу, не стал музыкантом и занимается совсем другим делом, время, проведённое за инструментом, не прошло зря. Он научился одному из самых важных умений в жизни — сосредоточенно и много трудиться.
Занятия музыкой развивают координациюИсследования показали, что у детей, обучающихся игре на музыкальных инструментах (особенно на струнных и клавишных), улучшается координация движений, мелкая моторика рук. Это не удивительно. При игре и пальцы, и вся рука делают множество движений, в том числе очень мелких. Кроме того, правая и левая рука совершают подчас абсолютно разные движения. Играют с разной силой (одна может играть громко, а другая тихо), в разном характере и в разном темпе. Всё это способствует улучшению связей между центрами мозга, управляющими движениями.
Развивает пространственное мышление. (Анатолий Зак, детский психолог, Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы)
PS развивают пространственное мышление - если не можете правильно припарковаться или заехать в гараж задними колесами - страдает именно пространственное мышление