Как просветители учили российских женщин кормить детей
"1120 детей-искусственников из 10 тыс. новорожденных умирает в первый месяц жизни и всего лишь 210 находящихся на грудном вскармливании" — такой плакат висел на Показательной выставке по уходу за младенцами, открытой в Москве в 1914 году. Больше столетия врачи и публицисты боролись с постулатом, что состоятельная дама не должна сама кормить ребенка грудным молоком. Их охотно слушали, но все оставалось по-прежнему.
"При рождении его затягивают в свивальник, по смерти заколачивают в гроб..."
Бытовое поведение человека всегда строго регламентировано. Во времена, когда дрессура граждан еще не была ни обязанностью государства, ни бизнесом авторов и издателей различных правил хорошего тона, бытовые привычки и стереотипы просто передавались от старших к младшим. Но начиная с эпохи Петра I, уверенного, что при помощи правильного обучения, законов и инструкций возможно создать идеального подданного для идеального государства, в России в огромном количестве издавались книги, указывающие, как правильно себя вести в тех или иных ситуациях. И молодые матери не были исключением. Появилось огромное количество умных мужчин, которые знали о грудном вскармливании все и стремились поделиться знаниями с неразумными женщинами. Для утверждения современных способов ухода за младенцами уже при Петре I были организованы курсы для повитух. В последующие годы деятельность таких курсов расширялась, однако в деревнях слово "акушерка" так и не выучили и называли дипломированных акушерок "немецкими бабками", видя в них что-то чуждое и подозрительное.
В XVIII веке появляются бесчисленные книги, в том числе переводные, объясняющие, как должен жить прогрессивный современный человек. Поскольку настоящего слугу отечества следовало воспитывать с первых минут жизни, русские публицисты обратились к европейскому опыту. В значительной степени их труды основываются на знаменитом труде Жан-Жака Руссо "Эмиль, или О воспитании". Основная идея Руссо — свобода и естественность. "Человек-гражданин,— сетует Руссо,— родится, живет и умирает в рабстве: при рождении его затягивают в свивальник, по смерти заколачивают в гроб; а пока он сохраняет человеческий образ, он скован нашими учреждениями". На протяжении последующих 250 лет рекомендации Руссо не пеленать младенцев и дать им возможность свободно двигаться повторяли авторы практически всех пособий для молодых матерей. И, судя по частоте этого призыва, молодые мамы не то чтобы очень внимательно прислушивались к таким советам.
Первым из отечественных авторов, пожелавших научить своих современниц правильному уходу за детьми, был Николай Новиков. В своем трактате "О воспитании" Новиков также призывает не пеленать детей тесно, но вот к отрицаемым Руссо колыбелям сей ученый муж был вполне лоялен: "Чем тише и ровнее движение колыбели, тем лучше для младенца; и посему те колыбели суть самые лучшие, которые, сделаны будучи наподобие подлинных кроватей, качаются на двух железных крюках, а те суть самые худшие, которые прикреплены непосредственно к потолку". Согласно Новикову, ребенок должен иметь отдельную комнату, а самое главное, ни в коем случае не должен спать в одной кровати с матерью или кормилицей, поскольку это "причиняет младенцам сухотку и другие болезни, потому что тело матери или кормилицы привлекает в себя тончайшие части тела детского". Как истинный энциклопедист, Николай Новиков серьезно и глубокомысленно описал процесс грудного вскармливания, сроки отъема от груди, особенности прикорма и рацион малышей. Он утверждал, что вредными для ребенка являются супы, каши и пироги, а также пшено, картошка и репа. Зато кофе детям весьма полезен. Замечательно, что Новиков специально указывает на то, что водка не является продуктом детского питания: "Водку не употребляют дети тех состояний, для которых мы пишем. Одна только чернь и некоторые глупые и бессовестные кормилицы дают детям выпивать ее по нескольку, либо обмакивают в нее хлеб, дабы дети крепче спали, но для того принадлежат они к черни".
Чтение сочинений Новикова не было обязанностью молодых мам, поэтому трудно сказать, многие ли воспользовались его советами. Но были опыты составления обязательных для исполнения инструкций. Такую памятку молодой матери сочинил для своих крепостных младший современник Новикова Алексей Андреевич Аракчеев. Инструкция по грудному вскармливанию и уходу за детьми предписывала давать младенцам грудь не реже трех раз в день, а также держать ребенка в мягком сухом белье. Если же мать будет нарушать предписания, от чего младенец заболеет и умрет, она "не избегнет правосудного божеского наказания и остается в худом замечании у помещика". Эти правила были отпечатаны в типографии, и каждая аракчеевская крестьянка получила экземпляр для ознакомления и исполнения.
"Молоко смуглых женщин и вообще брюнеток лучше молока белолицых и блондинок..."
Самостоятельно кормили своих детей грудью лишь женщины небогатые, дамам из общества полагалось приглашать кормилицу. Это была общеевропейская практика. Еще Руссо писал, что "муж, осмелившийся согласиться, чтоб его жена кормила своего ребенка, был бы пропащим человеком, его принимали бы за убийцу, который хочет отделаться от жены". Авторы популярных книг для матерей после дежурной фразы, что мать сама должна кормить своего ребенка, переходили к советам по выбору кормилицы. "Очень толстые кормилицы,— читаем мы в одной из таких книг,— имеющие большею частью отвислые груди, легко и скоро теряют молоко; предпочтительнее не столь толстые женщины с крепкими упругими грудями. Кормилица должна отличаться следующими наружными признаками: свежим цветом лица с румянцем на щеках, ясными глазами со здоровыми неопухшими веками, красными губами без трещин и царапин, здоровыми белыми зубами и красными твердыми деснами, чистым дыханием без запаха изо рта, умеренными, но твердыми и выпуклыми грудями, сквозь кожу которых просвечивают синие жилки, хорошо развитыми сосками без прыщей, сыпи и царапин". Дотошный автор также учит проверять качество молока потенциальной кормилицы. Оно должно быть белым, сладковатым, лишенным запаха, а в воде капля должна "распускаться нежным облаком", а не опускаться хлопьями на дно сосуда. Имеет значение и цвет волос претендентки на роль кормилицы, поскольку "французские врачи (эпоха британских ученых еще не наступила.— "Деньги") пришли к заключению, что молоко смуглых женщин и вообще брюнеток лучше молока белолицых и блондинок: оно богаче сахаром и казеином". В другой книге кратко формулируется запрет: "Рыжеволосые не годятся!"
Призывы отказаться от кормилиц воспринимались как нечто модное, но весьма экстравагантное. Сохранилась запись публичной лекции доктора ван Путерна, приват-доцента Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге (1892). О том, что матери должны сами кормить младенцев, лектор рассказывал примерно с той же интонацией, с какой в наше время сообщают о пользе купания детей в проруби и прочих экзотических процедурах. Основное место в этой лекции занимало доказательство того, что кормящая женщина не так уж сильно страдает. "Конечно же,— констатирует лектор,— мать-кормилица должна вести правильный образ жизни, отказаться от рассеянной светской жизни, не должна отлучаться подолгу из дома, ограничить диету изгнанием из нее пресных и возбуждающих кушаний, приправ и напитков, должна ежедневно гулять на воздухе". Но это не так уж и страшно: "Малокровная, нервная современная женщина, решившись перенести все трудности кормления, не смотря на отговоры мужа и родных, боящихся, что она не вынесет "кормления", с удивлением убеждается, что она чувствует себя с каждым днем все лучше и лучше". Такое улучшение состояние здоровья матери бросается в глаза, поэтому "кормление ребенка нужно назначать как лекарство против малокровия и нервности". Лектор убеждает женщин, что кормление не портит форму груди, а наоборот, делает женщину более привлекательной. И уж совсем неожиданное открытие: "Сам акт сосания не только не болезненен и неприятен, но для многих составляет особое удовольствие". А вот к перспективе приглашения кормилицы ван Путерн относился резко негативно. Кто знает, какие опасные болезни может передать ребенку внешне здоровая незнакомая женщина.
Популярные медицинские издания много писали о психологических проблемах, связанных с появлением в доме кормилицы. Эти женщины принадлежали к другому социальному слою и использовали такие приемы ухода за детьми, которые в состоятельных семьях считались недопустимыми. Перечень таких методов кочевал из одной популярной книжки в другую: "Делание соски, сование груди ребенку при малейшем крике, закачивание, укладывание с собой в постель, растирание половых органов ребенка с целью успокоения, употребление различных секретных успокоительных порошков и настоев (мак) и прочее — все это мы встречаем ежедневно". При этом кормилицы, подавляющее большинство которых выросло в деревне, искренне не понимали, почему работодательница запрещает использовать те приемы успокаивания детей, которые в деревне не считались вредными, и по возможности саботировали барскую блажь. В некоторых семьях к кормилице даже приставляли специального человека, который следил за ее работой, а также за тем, чтобы она "не забывала ходить в баню и содержала себя, свое платье и белье в надлежащей чистоте".
Осознавшая свою незаменимость кормилица часто становилась совершенно неуправляемой. "Мне не раз на своем веку случалось,— жаловался один из докторов,— что меня призывали в дом не для лечения ребенка — здорового первенца, а лишь для того, чтобы я своим авторитетом повлиял на своенравную кормилицу, ставящую все в доме вверх дном. И бывали случаи, что я терпел поражение и оставлял родителей, не решавшихся отказать кормилице ввиду ее хороших физических качеств, на произвол судьбы".
Читать дальше:
http://kommersant.ru/doc/2669620