Кризис трёх лет

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

  • Оффлайн KATENKA Вставить имя в ответ
  • Администратор
  • Почетные участники
  • *****
  • Сообщений: 2947
  • Сказали "Спасибо": 470
  • Репутация: 6
    • Просмотр профиля
: 06 Февраль 2014, 23:30:33
Думаю, никто не будет со мной спорить по поводу того, что нужно воспитывать ребёнка так, чтобы он рос активным, умел чего-то требовать и добиваться, и в то же время, необходимо вырабатывать у него тормоза для желаний и действий, которые являются вредными, как для настоящего момента, так и для последующей жизни!

Порой незначительные просчёты в воспитании вырабатывают отрицательные черты характера, которые выявятся в будущем, и потом приходится ребёнка перевоспитывать – ломать.

Давайте попробуем проследить в какие моменты нам надо быть наиболее внимательными к себе, к своему поведению, чтобы помочь малышу, а не навредить.

Первая «революционная ситуация» кризис 1 года: у ребёнка появляются новые потребности, но нет возможности их удовлетворить, ребёнок осваивает язык и овладевает речью.

Вторая «буря» приходится на период 2-4 года. Этот криз часто сравнивают с подростковым.

Я бы назвала его борьбой за взрослость.

Ошибки воспитания в этом возрасте как никогда влияют на будущую жизнь ребёнка, потому что именно в этом возрасте происходит скачок в физическом и умственном его развитии.

Этот период характерен бурной активностью познания мира, причём, стремление именно самостоятельно до всего дойти.

Происходит осознание ребёнком своего «Я». Малыш разглядывает себя в зеркало, строит рожицы, делает различные движения перед зеркалом, щупает себя. Взрослым порой смешно, а ребенок таким образом познаёт самого себя. Теперь он говорит: «я», «моё», «мне», «не дам» – это  всё попытки самоутверждения, попытки отстоять свои права на суверенность своей личности.

Мы только и слышим от малыша: «Я сам!». Хотя он ещё почти ничего не умеет, тяга к независимости и самостоятельности  играет огромную роль в развитии и становлении личности. Этот период иногда так и называют – «Я сам!»

Что делать нам, взрослым? Самое главное – терпение! Предоставьте, насколько возможно, делать ребёнку всё самому!

Бесконечно долгое одевание, умывание, разбитая посуда, залитая супом одежда, синяки и царапины, и т.д. и т.п. Это далеко не полный перечень  «неприятностей», которые сопутствуют первой самостоятельности.

Гораздо проще сделать всё самому за ребенка.

Но! Остановитесь!! Подумайте о том, что потом, когда вы будете требовать от повзрослевшего малыша сделать всё то- же самое, ЧТО НЕ ДАЁТЕ СДЕЛАТЬ СЕЙЧАС  САМОМУ, он просто  НЕ ЗАХОЧЕТ делать это САМ.

Это будет позже, а в ближайшем будущем вас ожидает реакция – протест ребёнка на подавление самостоятельности. Как это будет выражаться? Малыш будет упрямиться и капризничать.

Интересно, что немецкие психологи первый криз назвали – «тротцпериоде», т.е. период упрямства. Очень точно!

Что же происходит с ребёнком, если мы на него давим, всё время  одёргиваем, угрожаем, устрашаем наказаниями?

Первый путь протеста: открытый протест, открытое сопротивление, негативизм.

 

Когда на любую просьбу, даже приятную для ребёнка, например, съесть конфету, тот отвечает неизменным: «Нет!», «Не буду», «Не хочу!», «Не пойду!». При этом малыш заливается слезами, ведь съесть-то конфету хочется, но тяга к отпору перевешивает!

Ребёнок может начать кричать, махать руками, пинаться, бросается на пол, бьется головой об пол и стену, швыряет вещи, попавшие под руку, царапает, кусает, бьёт других, а то и себя самого. Случиться это может по любому, даже самому, казалось бы, незначительному поводу.

Что делать? Во-первых, надо сделать всё, чтобы он не причинил физического вреда ни себе, ни кому другому. Можно попробовать осторожно его удерживать (но, не используя силу), если получится.

Не надо пытаться его перекричать, в чём-то убедить, грубо удерживать его движения, а главное заражаться его гневом и яростью – это только усугубит положение. ХЛАДНОКРОВИЕ и ВЫДЕРЖКА помогут и вам и ребёнку успокоиться. НО! После успокоения и примирения обнимите малыша, скажите, как сильно вы его любите.

НЕЛЬЗЯ и позволить ребёнку почувствовать, что он ВЫИГРАЛ! Если он впал в ярость из-за того, что ему не позволили выйти гулять, не позволяйте и после приступа. Если же наоборот, он бунтовал, потому что не хотел идти гулять, сразу после примирения идите гулять!

Взрываются, протестуют  дети с сильным типом высшей нервной деятельности. Дети со слабым типом реагируют на давление взрослых по-другому: они становятся податливыми, послушными, но не радуйтесь! В то же время они подавленны, запуганны, вялы, робки, слезливы, не уверенны в своих силах и способностях. У них развиваются страхи. Они не могут постоять за себя, за свои убеждения. Это второй путь сопротивления взрослым.

Третий путь протеста против взрослых – это путь регресса. Малыш как бы снова становится «маленьким», когда всё за него делали, и он своим неумением подчинял себе взрослых.

Ребёнок отказывается одеваться, умываться, в общем, делать то, что самостоятельно уже умеет делать: просит взять на ручки, покормить с ложечки….

В этом случае спасёт только хладнокровие, выдержка и любовь родителей.

Если же подкреплять неправильным воспитанием, попустительством или, наоборот, «ежовыми рукавицами», то у малыша будет формироваться личность по истерическому типу. И тогда уже без специалиста-психолога не обойтись…

И, наконец, четвёртый путь – уход из конфликтной реальности и нарушение контакта с нею. Сосредоточенность на себе, на своём «Я». Ребёнок погружается в собственный мир, который для него дороже любой реальности. Играет своим телом, раскачивается, сосёт палец. Появляются признаки аутизма, необходимо срочно обращаться к врачу.

Вообще-то есть и ещё один путь: приспособиться к суровым требованиям взрослых.

Такие дети вырабатывают особую тактику поведения – двойственность: беспрекословное послушание, образцовое поведение на глазах у взрослых и, дурные поступки, злобные выходки, издевательства над слабыми (младшими братьями-сёстрами или животными) когда взрослых рядом нет.

Как вам такой расклад?

Так что необходимо помнить, что нельзя сдерживать попытки самостоятельности и независимости у ребёнка. Надо стараться в пределах разумного дать ему возможность проявлять эти качества.

Конечно, это отнимет массу времени, но окупится сторицей, когда  малыш научится умываться, одеваться, ухаживать за собой, самостоятельно принимать пищу и …оставаться самим собой!

И тогда период упрямства, который возникает в этом возрасте, будет протекать легче, и станет просто ступенькой для подъёма малыша на другую, более высокую, фазу развития.

Я желаю вам успехов, а малышам вашим здоровья и весёлой, лёгкой учёбы!

Корелина  Наталья Станиславовна.

 

КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.

Вы не даёте мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, Боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

Система «Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я – самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!




так же про трёхлетний кризис можно прочитать статью на нашем сайте тут:  http://kostromama.ru/articles/id/1217_Krizis_treh_let.html

источник: http://www.podorogekshkole.ru/?p=267

« Последнее редактирование: 04 Август 2015, 19:33:57 от KATENKA »

Рекомендуем почитать →
  • Оффлайн Марыся Вставить имя в ответ
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 10
  • Репутация: 0
    • Просмотр профиля
Ответ №1 : 18 Сентябрь 2014, 13:34:59
Можно не стараться переубедить, это проходит со временем.
  • Оффлайн Хлоя Вставить имя в ответ
  • Активные участники
  • **
  • Сообщений: 98
  • Сказали "Спасибо": 12
  • Репутация: 0
    • Просмотр профиля
Ответ №2 : 23 Апрель 2015, 21:12:47
У нас сейчас пик этого кризиса,все делает наоборот,перегаваривается. Иногда кажется,что еще немного и я сойду с ума.
Надо самому себя подбадривать. Никто другой этого не сделает.
Реклама