Почему я не читаю классические сказки дочке. Мнение папы.
У меня есть дочь Майя. Сейчас ей два года. Но еще до того, как она родилась, я мечтал о том, как я буду ей читать книги-сказки. Ведь я очень люблю читать. И считаю, что через чтение можно многому учиться, познавать мир и просто развлекаться. Тогда ко мне не приходила мысль о том, что надо подбирать, что читать. Есть довольно широкий ассортимент классических сказок, которые большинство из нас слушало в раннем детстве, и мы все их так любим.
И вот я и моя жена Ольга купили несколько таких сказок, другие нам подарили. И я ждал момента, когда буду все это читать Майе.
Сначала я много общался с Майей без книг. Просто много всего рассказал о том, что мы видим вокруг. И мне было очень приятно заметить, как внимательно она слушала. Так что мой интерес к чтению еще больше возрос.
Первую сказку, которую я читал 9-месячной Майе, была «Кот в сапогах». Не могу описать мое разочарование и растерянность после окончания прочтения. Я переосмыслил прочитанное. Из сказки можно сделать вывод, что если ты обманываешь людей, то можешь добиться успеха, и при этом тебе не накажут. А даже наоборот: кот — обманщик, хитрый, нечестный — положительный герой! Я сразу сказал Майе, что считаю, что это неправильно, и что мы не должны так поступать в жизни. Только после этого я смог успокоиться, и моя совесть была чиста.
Через некоторое время на очередь попала сказка «Белоснежка». Я уверен, что каждый из нас прекрасно знает начало этого «триллера»: живет маленькая, красивая, беззащитная девочка-принцесса, у которой умерла мама. Ее папа снова женится. Через некоторое время мачеха недовольна, что маленькая принцесса очень красивая, и приказывает прислуге убить ее! У меня и сейчас волосы дыбом! Слава богу, сначала я успел прочитать это про себя и моментально закрыл книгу. Так как я никак не мог читать подобную историю маленькому ребёнку, который только начинает понимать жизнь! Для этого случая я уже не нашел пояснения!
Я был не только разочарован, но и озадачен. Я очень хотел с помощью сказок развлекать и развивать Майю. Но при этом был твердо уверен, что только не сказками такого содержания. Мы с Олей совершили тщательную «экскурсию» по классическим сказкам: Красная шапочка, Хенсел и Гретел, и т. д. Я не буду сейчас описывать каждую из них, а приглашаю вас самих это сделать и подвести итоги. Наше решение было таким: почти все эти сказки отправить «в печку», как говорил профессор Преображенский, Булгаковский герой из повести «Собачье сердце».
Я стал думать об этой ситуации и пришел к выводу, что надо делить эти сказки на две категории.
Первая категория — это сказки, написанные с целью напугать детей, формировать в них страшные образы, при помощи которых можно будет ими легко управлять. Например, если не засыпаешь, то «…придет серенький волчок и укусит за бочок, и утащит во лесок под ракитовый кусток»!
Вторая категория — это сказки, направленные на изучение морали с детьми. Например, Буратино (Pinoccio). И я знаю родителей, которые говорят детям, что если те будут врать, то у них вырастет длинный нос, как у Буратино. Какое противоречие! Ведь мы хотим учить детей не говорить неправду, и при этом сами именно это и делаем!
Первую категорию я отверг, потому что никогда не ставил себе цель культивировать страхи у Майи, а вторую — потому что считаю, что морали надо учить при помощи личного примера. Если хочу, чтобы мой ребенок говорил правду, то я не должен обманывать, и в первую очередь его самого. Если я хочу, чтобы мой ребенок был вежливым, здоровался, прощался, говорил «спасибо», то я должен постоянно так поступать везде и со всеми.
Есть еще одна веская причина не читать эти «классические» сказки нашим детям. Эти сказки были написаны более 150 лет назад! Согласитесь, тогда все было по-другому — другие дети, другие условия, другое общество. На мой взгляд, все это же не вписывается в нашу действительность. Многое меняется, а сказки остаются!
Оля — сторонник здорового образа жизни: правильное питание, одежда и игрушки, сделанные из безвредных материалов, и т. д. Ей не менее важна и «пища» для души. В поисках этой «пищи» она нашла замечательные издательства. Я хочу описать некоторые книги этих издательств, чтобы можно было наглядно почувствовать разницу:
1. «Очень голодная гусеница» (автор Эрик Карл). Гусеница появляется из яйца и со временем превращается в прекрасную бабочку. Книга из толстого картона и очень интересно оформлена. Она учит считать, запоминать дни недели и названия фруктов.
2. «От головы до ног» (автор Эрик Карл). Рассказывает о разных животных и о том, как они двигаются. А вопрос «а ты так умеешь?» приглашает ребенка повторить эти упражнения!
3. «Хочу к маме» (автор Джулия Дональдсон). Это моя любимая книга. Маленькая обезьянка потерялась, и добрый мотылек помогает его найти маму. Мотылек старается, но постоянно путает маму то со слоном, то с лягушкой. В итоге ребенок знакомится с несколькими животными и их характеристиками.
4. Ротраут Сузана Бернер придумала серию из четырех интересных книг большого формата с огромным количеством прорисованных деталей: «Зимняя Книга», «Весенняя Книга», «Летняя Книга» и «Осеняя книга». В книгах нет слов, кроме очень короткого описания на последней странице. Это помогает развивать фантазию, речь и наблюдательность.
Еще хочу отметить другие полюбившиеся нам книги, но уже без подробного описания:
• «Танцующий жираф» о таланте (автор Джайлс Андрэ),
• «Улитка и Кит» о дружбе (автор Джулия Дональдсон),
• «Лисенок Фокстрот» об особенных детях (автор Гельме Гейсе),
• «Дядя Амос не идет на работу» о поддержке и дружбе (автор Филипп Стел),
• «Замечтательная книжка» о детских и взрослых мечтах (автор Даллас Клейтон).
Справедливо добавить, что у всех этих книг замечательные иллюстрации. Хотя иллюстрации — это спорный момент.
Мне кажется, что есть существенная разница между сказками типа «Белоснежка» и теми, которые я только что перечислил. Очевидно, весь вопрос о том, что каждый из нас хочет читать своему ребенку. И эти желания могут не совпадать. Но я твердо уверен в одном: мы должны действовать именно так, как нам подсказывает сердце. А не как кто-то написал или потому что сосед сказал, или потому что бабушке так хочется. И это относится ко всему, что мы делаем, а не только к чтению детям.
Поэтому прежде чем читать сказку Вашему чаду, предлагаю сначала прочитать ее самим, послушать сердце и только потом принять решение. Чтобы быть уверенным, что именно такую мысль вы хотите донести до сына или дочери. После этого — вперед! Читайте с удовольствием! Главное — сознательно!
Мое сердце мне подсказало, что читать Майе про гусеницу и обезьянку гораздо лучше, чем про убийц и чудовищ. Как спокойно у меня на душе, ведь дочка повторяет слова «мартышка», «мама», «друзья», а не «убить» и «обмануть». Кроме того, я вижу, какое большое удовольствие Майя получает при чтении этих сказок! Она очень часто просит читать ей эти сказки и уже сама их «читает». И меня это очень радует!
Напоследок хочу добавить, что я ни в коем случае не хочу навязывать свое мнение. Просто делюсь своими мыслями. И желаю всем приятного чтения!