как помочь малышу адаптироваться к саду

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

  • Оффлайн KATENKA Вставить имя в ответ
  • Администратор
  • Почетные участники
  • *****
  • Сообщений: 2947
  • Сказали "Спасибо": 470
  • Репутация: 6
    • Просмотр профиля
: 16 Июль 2013, 00:55:22
По мнению психологов, деление детей на "садовских" и "несадовских" не имеет никакого отношения к реальности - это всего лишь плод фантазии недовольных воспитателей или чрезмерно сердобольных бабушек. Одни считают "несадовскими" малышей, которые скачут по кроватям и бросаются игрушками, а вторые, наоборот, уверены, что в садике нечего делать застенчивым и чувствительным меланхоликам. Так как же тогда выглядит "садовский" ребенок? Получается, что он умеет самостоятельно есть и одеваться, легко засыпает в незнакомом месте, непривередлив в быту и без проблем слушается чужих взрослых? Вы где-нибудь видели таких детей? Я лично - нет! Опытные педагоги отмечают, что легче всего к детскому саду привыкают дети, которым не очень комфортно живется в собственной семье. Остальные же малыши неизбежно проходят период адаптации, длительность которого варьируется от недели до полугода. В среднем на привыкание к новой жизни ребенку требуется 1,5-2 месяца. Конечно, детишкам, имеющим серьезные хронические заболевания, сад порой может принести больше вреда, чем пользы. Тем не менее при желании для них можно выстроить особый график посещений или подобрать специализированное дошкольное учреждение.

Анатомия успеха

Адаптация к детскому саду - это активная перестройка всех систем детского организма, поэтому ее ход и результат зависят от целого ряда факторов.

1. Возраст. Выбрать оптимальный возраст для детского сада практически невозможно, в каждом периоде есть свои плюсы и минусы. Тем не менее существуют некоторые закономерности детского развития, которые можно и нужно использовать для того, чтобы облегчить малышу процесс адаптации.

1,5-2 года. Чем младше ребенок, тем легче он ко всему привыкает. Нo зачем приучать малыша обходиться без мамы в том возрасте, когда он особенно в ней нуждается? До 2 лет родители и родственники вполне способны обеспечить чаду необходимое для социализации общество.

В психологии есть такое понятие, как "сепарационная тревога" - то есть беспокойство, возникающее у малыша в период разлуки с матерью. В этом состоянии у ребенка снижается познавательная активность, ухудшаются аппетит и сон и иногда даже незначительно повышается температура. Практически все дети, которых отдают в ясли, переживают нечто подобное. Конечно, острый период довольно быстро проходит, но это вовсе не означает, что малышу нравятся случившиеся в его жизни изменения, на самом деле ребенок просто обреченно смиряется с новыми условиями, так как другого выхода у него нет. Именно поэтому отправлять малыша в ясли нужно только в том случае, если мама действительно вынуждена выйти на работу.

2-3 года. Малыш уже чувствует себя вполне самостоятельным - казалось бы, детсад может стать отличным местом для самореализации. Но не стоит забывать о том, что именно сейчас ребенок вступает в период «кризиса трехлетия».

Поддавшись соблазну отдать вечно ноющего и качающего права капризулю в крепкие руки педагогов, родители рискуют упустить возможность наладить с ребенком нормальные отношения. Для того чтобы этого не произошло, очень важно соблюдать разумный баланс между садовской и домашней реальностями - не оставлять чадо в саду допоздна и уделять максимальное количество времени общению и совместным играм.

3-4 года. В этом возрасте ребенок уже действительно умеет играть вместе, а не рядом с ровесниками. Кроме того, малыш способен понять и принять тот факт, что маме с папой необходимо ежедневно ходить на работу. Иными словами, кaрanyз вполне готов к регулярным визитам в детский сад, и поэтому привыкание к новой - самостоятельной - жизни скорее всего пройдет более или менее гладко. Тем не менее в этом возрасте активная социализация имеет и оборотную сторону: ребенок как губка впитывает манеры и привычки окружающих его детей. Обычно малыши приносят в дом не самые красивые слова и жесты и в ответ на замечания родителей весьма агрессивно отстаивают свои новые «приобретения» или «навыки». Дпя того чтобы наследник не превратился в многоликого Януса и остался самим собой, вам придется вести с ним ежедневные беседы на тему «Почему Димке можно, а мне нельзя?».

После 4 лет. Оказавшись в коллективе после нескольких лет «затворничества», ребенок порой ведет себя так же, как попугай Голубчик из «Рио» или медведь Буг из «Сезона охоты». «Где мой тост с шоколадной пастой?» - холодно осведомляется он у нянечки. «Почему не включают мультик после завтрака?» -упрекает он воспитательницу. «Кто эти дети, хватающие мои игрушки?» -в ужасе спрашивает он у родителей. Избежать подобных проблем совсем несложно: за полгода до предполагаемого визита в детский сад запишите малыша на развивающие занятия или любые другие мероприятия, требующие соблюдения дисциплины и общения с другими детьми._

2. Темперамент. Некоторые дети с трудом приспосабливаются к графику садовской жизни из-за особенностей своего темперамента. Например, малыш и рад был бы пойти на музыкальное занятие, но пока он надевает чешки, ребята успевают позаниматься и вернуться обратно. Неудивительно, что через несколько дней карапуз откажется идти в сад: там ему не удается реализовать ни одно из своих желали, а окружающие только и делают, что подгоняют. Или, например, обратная ситуация: группа едва села за стол, а малыш уже умудрился все съесть, дети подошли к шкафчикам, а он стоит одетый и ждет этих копуш. В результате детский сад будет казаться ребенку невероятно тоскливым местом. Не стоит рассчитывать на то. что воспитатели и другие дети будут подстраиваться под ваше чадо. Именно родителям придется заниматься постепенным «разогревом» меланхолика или флегматика и «охлаждением» сангвиника или холерика.

3. Навыки самообслуживания.

У малыша, который умеет одеваться, есть ложкой и ходить на горшок, шансы на успешную адаптацию значительно выше, чем у его неподготовленного ровесника. Дело в том, что все эти нехитрые умения позволяют ребенку держать ситуацию под контролем и не чувствовать себя беспомощным "беби-борном", с которым играют чужие тети. В большинстве случаев хорошо развитые навыки самообслуживания компенсируют проблемы, вызванные особенностями темперамента.

Дороги в казенный дом

Перефразируя известное высказывание Льва Толстого, можно сказать, что каждый ребенок, привыкающий к детскому саду, несчастен по-своему. Довольно часто процесс адаптации затрудняют и сами родители: своими советами они создают у малыша искаженные представления о том, что и как следует делать в саду.

Любитель развлечений.

Как правило, в первые дни ребенок воспринимает сад благосклонно: он с удовольствием играет с общими игрушками, радостно открывает дверь персонального шкафчика и с интересом пробует предлагаемую еду. Но опьянение новизной быстро проходит, и в конце концов малыш понимает, что он приходит сюда не просто в гости. Вот тогда-то и начинаются слезы! Даже когда критический период проходит, ребенок все равно не получает от посещения сада никаких положительных эмоций - его день занят исключительно ожиданием родительницы.

Возможные причины. Папа с мамой убеждают малыша в том, что садик - это место, где можно весело играть с ребятами. Но вот про занятия, на которых полагается быть усидчивым и серьезным, взрослые почему-то забывают.

Что делать. Объясните ребенку, что «уроки» - это не прихоть занудных воспитателей, а действительно неотъемлемая и весьма полезная часть детсадовской жизни.

1. Помогайте малышу сориентироваться в расписании и накануне вечером обсуждайте с ним завтрашние занятия. Просите его обязательно показывать вам получившиеся рисунки и аппликации.

2. Даже если воспитатели будут не очень довольны достижениями ребенка, обязательно подбадривайте его и при необходимости немного занимайтесь с ним дома. Как только малыш станет «успешным учеником», он начнет значительно лояльнее относиться к любым - даже самым тоскливым - занятиям.

3. Обратите внимание малыша на украшающие стены детского сада работы детей. Карапузу наверняка захочется, чтобы среди этих картин оказалось и его прекрасное творение, и он быстренько возьмется за ум.

Борец за независимость.

Бывает, что ребенок воспринимает детский сад как новую территорию, за счет которой можно расширить границы своего княжества. В этом случае с самого первого дня малыш будет пытаться руководить воспитателями и детьми и навязывать им свои привычки. Игрушки стоят на полках? Неправильно, они должны лежать на полу, чтобы было удобно в них копаться! Пора ложиться спать? Глупости, игра только началась! От революционных изменений, вносимых в размеренный уклад садовской жизни, страдают не только окружающие, но и непосредственно революционер. Во-первых, малыш постоянно видит недовольство педагогов, не понимая, что сам дает им поводы для негативных эмоций. Во-вторых, он оказывается в изоляции: другие дети боятся, что, общаясь с нарушителем спокойствия, навлекут на себя гнев воспитателей. В-третьих, карапуз сильно устает: борьба за независимость изматывает даже взрослых бунтарей.

Возможные причины. Шапочное знакомство с режимом дня, непоследовательность в воспитании, отсутствие у ребенка представлений о правилах поведения в детском саду.

Что делать. Максимально приблизить домашний распорядок к садоОому режиму. Ваша непреклонность поможет ребенку привыкнуть к новому ритму и начать адекватно реагировать на просьбы (или требования) воспитателей. Подробно и максимально честно опишите малышу садовскую жизнь: расскажите, почему она устроена именно таким образом и чем могут быть вызваны замечания педагогов. Убедитесь, что ребенок понимает значение новых выражений, - таких как «тихий час», «построились», «встали по парам» и т.д. Посмотрите вместе старый советский мультфильм «Комаров», рассказывающий о непослушном воспитаннике детсада. По итогам просмотра обсудите, какие именно правила нарушил главный герой и что особенно расстроило воспитательницу.

Мамин хвостик.

Ребенка все устраивает: и игрушки, и дети, и воспитатели, и режим. Правда, использовать все эти приятные «опции» он готов только в комплекте с любимой мамочкой. Но родительница почему-то пытается как можно скорее покинуть садик! Куда и зачем уходит мама? Разве им плохо было вместе? На что она меняет уютное сидение в песочнице и неторопливое покачивание на качелях? На суету по утрам: «Скорее надевай колготки, а то я опаздываю! Меня начальник будет ругать!» Кто такой этот «начальник»? Неужели настолько страшен?

Возможные причины. Родители внушают ребенку, что ему необходимо ежедневно посещать детсад, но вот зачем это нужно делать, не объясняют. В результате у малыша возникает очень неприятное ощущение. «В жизни взрослых появилось что-то важное, - думает он, -а я этому мешаю, и поэтому на некоторое время они пытаются избавиться от меня». Представляете, как обидно?

Что делать. Постарайтесь приложить все усилия к тому, чтобы ребенок воспринимал посещение детского сада не как «передержку», а как важное и нужное ему самому дело.

1. Объясните ребенку, что, соглашаясь оставаться в саду, он помогает родителям зарабатывать деньги, без которых не получится ни поесть, ни одеться, ни по телефону поговорить!

2. Придумайте ритуал прощания, способный успокоить и развеселить ребенка. «Целуйтесь» носами, как эскимосы, обнимайтесь, играйте в ладушки, наконец! Нехитрый набор однообразных действий станет для малыша своеобразной гарантией того, что день пройдет хорошо.

3. Воспринимайте утренний плач ребенка при прощании не как сигнал SOS, а как форму выражения сожаления из-за предстоящей разлуки. Спокойно скажите наследнику, что тоже будете скучать, обязательно вернетесь, как только сможете, и сразу же уходите! При твердом следовании этой стратегии утренние протесты довольно быстро сойдут на нет.

4. Не допускайте, чтобы воспитатель «отдирал» от вас ребенка: если малыш вцепился в вашу юбку мертвой хваткой, погладьте его по спинке, поцелуйте и сами передайте педагогу. Таким образом вы дадите понять ребенку, что держите ситуацию под контролем и вполне доверяете этой чужой тете.

5. Увеличивайте время пребывания в детском саду постепенно: начните с 1,5-2 часов и за две недели доведите его до 5-6 часов. Старайтесь, чтобы малыш не оставался последним в группе.

Жертва обстоятельств.

Иногда адаптация к детсаду проходит особенно тяжело из-за того, там ребенок регулярно сталкивается с каким-либо травмирующим фактором. Причиной расстройства может быть все что угодно - агрессивный одногруппник, строгий воспитатель, неудобный горшок или высокая кровать, с которой он боится упасть.

Возможные причины. Тревожность и неуверенность заставляют малыша искать конкретного виновника всех несчастий, на которого периодически можно изливать свой гнев.

Что делать. Удержитесь от желания написать на имя заведующей жалобу с требованием уволить педагога или заменить кровати в спальне. Ребенку будет значительно полезнее, если вы научите его справляться с негативными эмоциями.

1. Абсолютно серьезно, безо всякой иронии обсудите с наследником его самые сильные страхи. «Что будет, если ты упадешь с кровати?» «Я разобьюсь на мелкие кусочки...» - шепчет отважный, регулярно рискующий жизнью кроватко-испытатель. Выслушав все аргументы, обратите внимание ребенка на то, что остальные малыши спокойно лежат в своих постелях и никуда в целом не падают. И даже если «аварии» все-таки случаются, то ничего страшного не происходит. Для закрепления результата предложите малышу несколько раз специально упасть на ковер с домашней кровати (только не забудьте предварительно показать, как надо страховать голову и спину).

2. Подробно разберите поведение «страшного» ребенка или воспитателя. Объясните мотивы их поступков и придумайте, что можно сказать или сделать в ответ на «атаку» неприятеля.

3. Обратите внимание малыша на то хорошее и приятное, с чем он ежедневно сталкивается в детском саду: плюсов наверняка окажется значительно больше, чем минусов.
Рекомендуем почитать →
Реклама