Ч.1 ст.27 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин России имеет право на свободное передвижение. Ребенок в коляске не является исключением, а поскольку сам он передвигаться пока не может, его обязаны пропускать везде вместе с коляской.
В ст. 426 ГК РФ («Публичный договор») и 492 ГК РФ («Договор розничной купли-продажи») написано, что организации не вправе «оказывать предпочтение одному лицу перед другим», также не допускается отказ от предоставления потребителю товаров и услуг. Это обозначает, что магазин обязан продавать товар всем желающим, не ставя ограничений. В действующем законодательстве нет норм, запрещающих вход в объекты социальной структуры мамам с колясками.
СНиП (строительные нормы и правила) № 20802−89 сообщают, что «при проектировании общественных зданий и сооружений следует создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе и маломобильными».
СНиП №35012001 регламентирует «доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Согласно этим нормам любое общественное место должно быть оснащено пандусами для въезда детской и инвалидной коляски.
Если же в магазине или любом другом социальном объекте отсутствуют приспособления для въезда, они также нарушают ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в ст.15 которого говорится, что независимо от правовой формы организации, она обязана создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Покупатель может пожаловаться и в Роспотребнадзор. В случае, если администрация магазина вынуждает Вас оставить коляску на улице, Вы имеете право потребовать письменную гарантию ее сохранности. Кроме того, в такой ситуации супермаркет обязан предоставить Вам вместо нее другое транспортное средство для ребенка. К нему должен прилагаться полный пакет документов, которые подтверждают его полную стерильность.
Итак, если Вас останавливают на пути в магазин, Вы можете сообщить, что они нарушают целый ряд законов. Вы можете смело потребовать жалобную книгу и оставить в ней соответствующую запись. Пригрозите, что позвоните в Роспотребнадзор, Комитет по защите прав потребителей, в префектуру, в милицию. Потребуйте показать законодательство, на основании которого Вам отказывают в доступе в магазин. Охранник или кто-либо еще не имеют права воспрепятствовать Вам в этом. Предложите ему вызвать милицию, раз Вы что-то нарушили, и смело заходите в магазин. Кроме того, администрация не имеет права проверять сумки покупателя (по закону это разрешается только в присутствии милиции) и заставлять убирать их в камеру хранения. Также покупатель не несет ответственности за случайно разбитый или испорченный товар до момента совершения покупки (ст. 459 ГК РФ).
Вы, конечно, можете пойти в другой магазин, где будут более лояльны к мамам-покупательницам, прогулявшись для этого на соседнюю улицу. Просто подумайте, что все проблемы, на которые ссылаются работники магазина (узкие проходы, падающий товар, наставленные коробки, отсутствие чек-пойнта и видеонаблюдения, стоящие на входе вертушки), являются либо нарушениями при проектировке магазина, либо жадностью руководства. Если администрация не заботится об удобстве покупателей, то почему Вы должны думать о ней? Часто единственным способом поставить на место работников магазина и заставить их заботиться об удобстве потребителей, бывает обращение в вышестоящие органы. После прихода инспекции и оплаты приличных штрафов администраторы начинают относиться к мамам с детьми гораздо лояльнее.
Подумайте, может быть есть смысл в данном случае требовать соблюдения законов и отстаивать свои права. Этим Вы поможете не только себе, но и другим мамам, у которых возникают точно такие же сложности.