И Я ПОМОГАЮ...
Кажется, еще во время беременности я прочитала замечательный совет: всегда заниматься домашними делами с ребенком, чтобы во время его сна у мамы оставалось свободное время для своего отдыха. Мне тогда это показалось разумным. Конечно, я еще не знала, что у меня просто не будет других вариантов…
С самого рождения дочь была очень любознательной и не любила лежать одна. Сперва я носила ее во время домашних дел в слинге. Позже, когда она научилась ползать и сидеть, пока я готовила, она рылась в шкафах, изучала кухонную утварь, пересыпала крупу. Не так давно ситуация переменилась. Стоило только моей тогда 11-месячной дочери увидеть, что я занимаюсь чем-то на кухне, она бежала ко мне: висла на юбке и начинала хныкать, если не взять ее на руки. Но и на руках она не успокаивалась, а вертелась во все стороны, как мельница, была всем недовольна и ни на что не желала отвлекаться.
Удивительно, как, интуитивно зная все ответы, мы можем легко упустить их за вечной бытовой суетой. Если первую, очевидно бредовую мысль о том, что я ее разбаловала и приучила к рукам, удалось легко отогнать, то дальше пошли невеселые размышления о том, что у меня очень чувствительный ребенок, а я не могу напитать ее привязанностью, поэтому у нее нет потребности исследовать мир в рамках квартиры самостоятельно. Неизвестно до чего бы я додумалась, если бы в какой-то момент, устав держать дочь, не поставила ее на стул рядом с собой… Она тут же перестала ныть и с увлечением начала рыться в нарезанных для супа овощах.
Дело совсем не в ее чувствительности или нежелании отпускать меня от себя. Она просит не столько уделить ей внимание, сколько включить ее в то, чем я занимаюсь. Она не требует: “Брось все и развлекай меня!” Она просит: “Скорее научи меня обращаться со всем этим!”
Такая простая мысль: кажется, что может быть очевиднее? Ребенок растет и хочет уже не только смотреть, что делает мама, но и пробовать делать это сам. Но как просто за постоянной занятостью проглядеть этот новый этап в развитии ребенка, и вместо того, чтобы поддержать и направить его энергию в нужное русло, раздражаться на его упорство. Ведь почему-то первыми в голову лезут простые и “удобные” объяснения про избалованность и чужие представления о том, что ребенок должен тихо сидеть себе в манеже, а не путаться под ногами. А если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то ребенок из помехи в домашних делах превращается в будущего помощника, который пока – пока! – ничего не умеет, но очень хочет научиться.
Разумеется, идти этим путем сложнее. Во время готовки с ребенком постоянно что-то падает или рассыпается на пол. Мытье посуды часто рискует вылиться в потоп. А в тазу с водой, приготовленном для мытья полов, можно обнаружить не только книжки и игрушки, но и самого ребенка. Зато, когда я вижу, как моя, теперь уже годовалая дочь, увлеченно вырезает формочками из теста, катает скалку или трет посуду губкой, я понимаю, что ей это интереснее любых игрушек.
Ирина Одновал