Мы все наблюдали это тысячу раз: парень бесконечно жалуется на свою непостоянную подружку, и всё равно продолжает к ней таскаться, несмотря на то, что большую часть времени она буквально ноги об него вытирает. Или наоборот, жертва — девушка, которая не может расстаться с откровенным подонком. В любом случае, рано или поздно эта ситуация настолько надоедает друзьям, родным и близким, что они начинают подозревать в «несчастной жертве» просто желание помучиться.
Но у науки есть другое объяснение. Профессор клинической психиатрии Ричард Фридман считает, что причина, по которой человек снова и снова возвращается к невыносимому партнёру, кроется совсем не в «подсознательном желании пострадать». Он уверен — всё дело в том, каким образом мозг получает «награду».
Тип любовной привязанности, о котором идёт речь, сродни игромании — с тем отличием, что вместо денег здесь — проявление привязанности или секс.
Секрет заключается в том, что взбалмошный партнёр «выдаёт» награду неожиданно, отчего она воспринимается мозгом как гораздо более мощная и привлекательная.
Чтобы пояснить свою точку зрения, Фридман обратился к результатам исследования, проведённого психиатром Грегори Бернсом. Бернс пытался выяснить, что происходит в мозгу в случаях, когда награда предсказуема и когда непредсказуема.
Используя томографию мозга, Бернс наблюдал за активностью мозга в то время, как участники получали фруктовый сок и воду — сначала через произвольные промежутки времени, потом каждые 10 секунд. Бернс обнаружил, что неожиданная награда вызывала бо̀льшую активность в области мозга, ответственной за удовольствие.
Так же как и сок в эксперименте Бернса, любовь и привязанность активируют область мозга, которая при стимуляции высвобождает дофамин — вещество, вызывающее чувство удовольствия. Эта часть мозга помогает нам распознать особую награду — ту, что имеет критически важное значение для выживания.
«В отличие от предсказуемых стимулов, неожиданные могут рассказать об окружающем мире нечто новое, — пишет Фридман, — так что неудивительно, что мы хотим быть рядом с тем, кто может служить для нас сигналом, что некая большая награда может быть поблизости».
Когда меланхоличный юноша внезапно и слепо начинает кого-то обожать, эта область мозга начинает работать в усиленном режиме, производя дофамин, который будет держать его на крючке. В такой ситуации человек, как правило, не понимает, что с ним происходит.
Кроме того исследование Бернса показало, что не существует практически никакой связи между предпочтениями, о которых заявляет сам субъект, и активностью его мозга.
«Это означает, что сознательно мы можем предпочитать что угодно: мозг запускает механизм получения награды своими, неподконтрольными нам путями, иногда даже прямо противоположными нашим сознательным предпочтениям», — пришёл к выводу Фридман.
Так что в следующий раз, когда ваш друг будет жаловаться на взбалмошную подружку, посочувствуйте ему — это происходит не потому, что он любит пострадать. Скорее всего, это просто мозг играет с ним злую шутку.
Почему самовлюблённые парни-нарциссы получают больше внимания от девушек и быстрее завоёвывают их?
К этому выводу немецкий психолог Майкл Дафнер (Michael Dufner) пришёл по итогам следующего эксперимента: более 60-ти парней за разумное вознаграждение в €35 знакомились с девушками и уговаривали их дать свои номера телефонов или электронные адреса. Перед началом исследования каждый из «пикаперов-добровольцев» прошёл тест на нарциссизм, который выявил, что среди участников нет никого с нарциссическим расстройством личности, однако все они в разной степени убеждены в собственной уникальности и неповторимости. По окончании исследования опрос провели уже среди «соблазнённых» девушек, поинтересовавшись, кто из мужчин им понравился больше, вызвал более сильное сексуальное влечение и почему.
В итоге каждый из участников познакомился примерно с 23 женщинами, при этом у мужчин-нарциссов результативность была выше, и они брали не только количеством, но и качеством: им удалось войти в контакт с самыми привлекательными девушками. Таким образом, у нарциссизма выявился побочный положительный эффект: люди, склонные к нарциссизму, увереннее в себе, смелее и лучше следят за собой, чем и производят сильное впечатление на окружающих. С точки зрения психологии отношений, женщины воспринимают мужчин-нарциссов как более сильных и успешных, а следовательно, подходящих для создания семьи. Но беда нарциссов в том, что это всего лишь внешняя оболочка — эгоцентрики, как правило, не способны на длительные серьёзные отношения, требующие большой самоотдачи.