ЧИТАЕМ С ДЕТЬМИ ОТ 0 ДО 1,5 ЛЕТ
Когда начинать читать детям книги? Какие книжки выбрать для малышей? На что обращать внимание при выборе детской книги?
КОГДА НАЧИНАТЬ? Первую книжку ребенку можно предложить уже в 3 месяца, когда он начнет интересоваться окружающими предметами и игрушками. Это может быть яркая книжка-игрушка с различными шуршащими, пищащими, музыкальными и разнофактурными элементами, книжка-погремушка. Таких книжек сейчас довольно много в продаже.
КАЧЕСТВО. Покупайте ребенку только безопасные книжки. Они обязательно должны быть выполнены из высококачественных материалов, на них не должно быть мелких, плохо закреплённых элементов. Все дети познают окружающие предметы не только на ощупь, но и на вкус, поэтому стоит проверить безопасность и стойкость использованных красок (см. информацию о товаре). Если Вы выбрали книгу с музыкальным модулем предпочтите более дорогие товары с приятным слуху звучанием взамен дешевым аналогам. Для детей этого возраста лучше покупать книжки со скругленными углами обложки (в случае, если она плотная). Предпочтителен небольшой формат, более удобный для маленьких детских ручек (не более А5).
ИЛЛЮСТРАЦИИ. Книжка должна быть яркой. Но старайтесь избегать излишне «интенсивных», ненатуральных, «кислотных» цветов. В книжке должны быть крупные иллюстрации. Лучше, если будет изображен на странице один (максимум два) предмета на неярком, не пестром фоне (в идеале- однотонном). Внимание детей в этом возрасте очень неустойчиво, поэтому лишние объекты на картинках будут только мешать сосредоточиться ребенку.
И еще об иллюстрациях. Старайтесь выбирать рисованные картинки, созданные известными художниками-классиками (Е.Чарушин, Ю.Васнецов и другие), поскольку картинка-это самое важное в книжке для ребенка этого возраста. Откажитесь от штампованных образов дешевых издательств, компьютерной графики, «кукольных» лиц главных героев, изображений персонажей с большим количеством мелких деталей и прорисовок.
ТЕКСТ. Книжка должна содержать минимум текста. Стоит помнить, что до 1,5 лет дети хорошо воспринимают только тексты в стихотворной форме.
ЧТЕНИЕ. Занятия с книгой должны быть совместными со взрослым и обязательно должны сопровождаться игрой, движениями, пальчиковыми упражнениями и др. Не старайтесь (особенно в первое время) просмотреть всю книгу разом и дать ребенку максимум информации. Для начала можно посмотреть 2-3 странички и назвать изображенных на ней героев, в следующий раз поговорить подробнее об этих же персонажах и т.д. С детьми постарше не старайтесь прочитать всю сказку (например, «Муху Цокотуху») сразу. Помните, детям важно не столько прочитанное содержание, завязка, развязка и финал истории, сколько общение с Вами в этом процессе, эмоциональное чтение, интонации, яркие зрительные образы.
Не удивляйтесь, если ребенок просит Вас снова и снова читать одну и ту же сказку, смотреть одну и ту же книжку. С Вашим ребенком все в порядке! Во-первых, у всех из нас есть любимые вещи, мелодии, книги, фильмы, которые мы можем просматривать снова и снова. И у детей тоже. А во-вторых, для детей очень важны такие повторения. Они дают им ощущение постоянства и предсказуемости мира. А так же, позволяют все глубже понять и познать прочитанное и просмотренное, открывая каждый раз для себя новое слово, звук, элемент рисунка и т.д.
ЧТО ЧИТАТЬ? Рекомендуемые книги для этого возраста: русские народные сказки, песенки, потешки. Для детей постарше: книги В.Бианки, К.Чуковского, С.Маршака, Е.Чарушина, А.Барто, А.С.Пушкина и других.
ПРИЯТНОГО ВАМ СОВМЕСТНОГО ЧТЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Автор: психолог, мама двоих детей Евгения Дорьева