Думаю, никто не будет со мной спорить по поводу того, что нужно воспитывать ребёнка так, чтобы он рос активным, умел чего-то требовать и добиваться, и в то же время, необходимо вырабатывать у него тормоза для желаний и действий, которые являются вредными, как для настоящего момента, так и для последующей жизни!
Порой незначительные просчёты в воспитании вырабатывают отрицательные черты характера, которые выявятся в будущем, и потом приходится ребёнка перевоспитывать – ломать.
Давайте попробуем проследить в какие моменты нам надо быть наиболее внимательными к себе, к своему поведению, чтобы помочь малышу, а не навредить.
Первая «революционная ситуация» кризис 1 года: у ребёнка появляются новые потребности, но нет возможности их удовлетворить, ребёнок осваивает язык и овладевает речью.
Вторая «буря» приходится на период 2-4 года. Этот криз часто сравнивают с подростковым.
Я бы назвала его борьбой за взрослость.
Ошибки воспитания в этом возрасте как никогда влияют на будущую жизнь ребёнка, потому что именно в этом возрасте происходит скачок в физическом и умственном его развитии.
Этот период характерен бурной активностью познания мира, причём, стремление именно самостоятельно до всего дойти.
Происходит осознание ребёнком своего «Я». Малыш разглядывает себя в зеркало, строит рожицы, делает различные движения перед зеркалом, щупает себя. Взрослым порой смешно, а ребенок таким образом познаёт самого себя. Теперь он говорит: «я», «моё», «мне», «не дам» – это всё попытки самоутверждения, попытки отстоять свои права на суверенность своей личности.
Мы только и слышим от малыша: «Я сам!». Хотя он ещё почти ничего не умеет, тяга к независимости и самостоятельности играет огромную роль в развитии и становлении личности. Этот период иногда так и называют – «Я сам!»
Что делать нам, взрослым? Самое главное – терпение! Предоставьте, насколько возможно, делать ребёнку всё самому!
Бесконечно долгое одевание, умывание, разбитая посуда, залитая супом одежда, синяки и царапины, и т.д. и т.п. Это далеко не полный перечень «неприятностей», которые сопутствуют первой самостоятельности.
Гораздо проще сделать всё самому за ребенка.
Но! Остановитесь!! Подумайте о том, что потом, когда вы будете требовать от повзрослевшего малыша сделать всё то- же самое, ЧТО НЕ ДАЁТЕ СДЕЛАТЬ СЕЙЧАС САМОМУ, он просто НЕ ЗАХОЧЕТ делать это САМ.
Это будет позже, а в ближайшем будущем вас ожидает реакция – протест ребёнка на подавление самостоятельности. Как это будет выражаться? Малыш будет упрямиться и капризничать.
Интересно, что немецкие психологи первый криз назвали – «тротцпериоде», т.е. период упрямства. Очень точно!
Что же происходит с ребёнком, если мы на него давим, всё время одёргиваем, угрожаем, устрашаем наказаниями?
Первый путь протеста: открытый протест, открытое сопротивление, негативизм.
Когда на любую просьбу, даже приятную для ребёнка, например, съесть конфету, тот отвечает неизменным: «Нет!», «Не буду», «Не хочу!», «Не пойду!». При этом малыш заливается слезами, ведь съесть-то конфету хочется, но тяга к отпору перевешивает!
Ребёнок может начать кричать, махать руками, пинаться, бросается на пол, бьется головой об пол и стену, швыряет вещи, попавшие под руку, царапает, кусает, бьёт других, а то и себя самого. Случиться это может по любому, даже самому, казалось бы, незначительному поводу.
Что делать? Во-первых, надо сделать всё, чтобы он не причинил физического вреда ни себе, ни кому другому. Можно попробовать осторожно его удерживать (но, не используя силу), если получится.
Не надо пытаться его перекричать, в чём-то убедить, грубо удерживать его движения, а главное заражаться его гневом и яростью – это только усугубит положение. ХЛАДНОКРОВИЕ и ВЫДЕРЖКА помогут и вам и ребёнку успокоиться. НО! После успокоения и примирения обнимите малыша, скажите, как сильно вы его любите.
НЕЛЬЗЯ и позволить ребёнку почувствовать, что он ВЫИГРАЛ! Если он впал в ярость из-за того, что ему не позволили выйти гулять, не позволяйте и после приступа. Если же наоборот, он бунтовал, потому что не хотел идти гулять, сразу после примирения идите гулять!
Взрываются, протестуют дети с сильным типом высшей нервной деятельности. Дети со слабым типом реагируют на давление взрослых по-другому: они становятся податливыми, послушными, но не радуйтесь! В то же время они подавленны, запуганны, вялы, робки, слезливы, не уверенны в своих силах и способностях. У них развиваются страхи. Они не могут постоять за себя, за свои убеждения. Это второй путь сопротивления взрослым.
Третий путь протеста против взрослых – это путь регресса. Малыш как бы снова становится «маленьким», когда всё за него делали, и он своим неумением подчинял себе взрослых.
Ребёнок отказывается одеваться, умываться, в общем, делать то, что самостоятельно уже умеет делать: просит взять на ручки, покормить с ложечки….
В этом случае спасёт только хладнокровие, выдержка и любовь родителей.
Если же подкреплять неправильным воспитанием, попустительством или, наоборот, «ежовыми рукавицами», то у малыша будет формироваться личность по истерическому типу. И тогда уже без специалиста-психолога не обойтись…
И, наконец, четвёртый путь – уход из конфликтной реальности и нарушение контакта с нею. Сосредоточенность на себе, на своём «Я». Ребёнок погружается в собственный мир, который для него дороже любой реальности. Играет своим телом, раскачивается, сосёт палец. Появляются признаки аутизма, необходимо срочно обращаться к врачу.
Вообще-то есть и ещё один путь: приспособиться к суровым требованиям взрослых.
Такие дети вырабатывают особую тактику поведения – двойственность: беспрекословное послушание, образцовое поведение на глазах у взрослых и, дурные поступки, злобные выходки, издевательства над слабыми (младшими братьями-сёстрами или животными) когда взрослых рядом нет.
Как вам такой расклад?
Так что необходимо помнить, что нельзя сдерживать попытки самостоятельности и независимости у ребёнка. Надо стараться в пределах разумного дать ему возможность проявлять эти качества.
Конечно, это отнимет массу времени, но окупится сторицей, когда малыш научится умываться, одеваться, ухаживать за собой, самостоятельно принимать пищу и …оставаться самим собой!
И тогда период упрямства, который возникает в этом возрасте, будет протекать легче, и станет просто ступенькой для подъёма малыша на другую, более высокую, фазу развития.
Я желаю вам успехов, а малышам вашим здоровья и весёлой, лёгкой учёбы!
Корелина Наталья Станиславовна.
КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даёте мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, Боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я – самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
так же про трёхлетний кризис можно прочитать статью на нашем сайте тут:
http://kostromama.ru/articles/id/1217_Krizis_treh_let.htmlисточник:
http://www.podorogekshkole.ru/?p=267