Брызгалка
Китайские водяные пистолеты, появившиеся на прилавках ларьков в начале 90-х, отдыхают со своей тоненькой струйкой и несуразным детским видом перед настоящими брызгалками.
Серьезная брызгалка делалась из пластмассовой бутылки из-под «взрослого» шампуня «Селена» 1л. (или, в крайнем случае, из-под детского «Кря-кря») и верхней части стандартной школьной ручки за 35 коп. Ручка запихивалась в надрез на колпачке бутылки и боевое оружие, сшибающее с ног за пять метров, было готово.
Можно носиться и лазать по заборам, огородам, деревьям, можно поджидать в засаде, можно хранить последние сто грамм для решающего боя с врагом, можно с боем или скрытно прорываться к источникам влаги, а, значит, и боеприпасов
Арам-шим-шим
В эту игру играли обычно в том возрасте, когда мальчишки уже начинают больше активно интересоваться девчонками, чем стесняться их. Она пользовалась немалой популярностью в пионерских лагерях. Игроки становились в круг вокруг одного человека, соблюдая порядок "мальчик-девочка" – и начинали водить вокруг него хоровод, ритмично приговаривая: "Арам-шим-шим, арам-шим-шим, Арамия-Дульсия – покажи-ка на меня!" Только загадочный персонаж, которого призывали "показать на меня", отличался именем: в разных местностях это бывала и Зульфия, и Бузия, и даже Гусия. (Более простеньким и менее колоритно-восточным был вариант присказки: "Шире, шире круг, здравствуй мой любимый друг".) Тот стоял с вытянутой рукой, и когда на последнем слове круг останавливался, определяли, на кого он указывает (если на игрока того же пола, в таком случае определялся самый близкий к направлению его руки участник противоположного пола). Этот игрок тоже выходил в центр и становился спиной к первому. По общей команде: "И раз, и два, и три!" каждый из них поворачивал голову в произвольную сторону. Если стороны совпадали, и они смотрели друг на друга – им полагалось поцеловаться в щечку, если нет – пожать друг другу руки (задание варьировалось в зависимости от возраста и степени смелости участников: иногда это был поцелуй в губы в случае совпадения, и в щечку – в случае несовпадения). Юные пионеры и пионерки, которые нравились друг другу, старались при этом как-нибудь незаметно мухлевать, чтобы оказаться в одной паре, а потом совершить "синхронный" поворот.
Тише едешь, дальше будешь
Водящий становится на одной условной линии, остальные игроки на другой – на возможно более далеком от него расстоянии. Повернувшись спиной к компании, водящий произносит: "Тише едешь, дальше будешь… Стоп!" Все к нему бегут, пока раздается этот клич. На последнем слове он резко разворачивается, а все замирают на местах. Если кто-то после этого будет замечен в шевелении, смехе или какой-нибудь иной активности, он тут же отправляется назад на исходную линию. Те же, кто мужественно стоит стойкими солдатиками, в следующий заход стартуют с тех точек, до которых добежали и смогли на них зафиксироваться. Цель игроков – добраться до водящего и коснуться его, прежде чем он просигналит и обернется. Тот, кому удается это сделать, сам становится водящим. Чтобы оттянуть эту возможность как можно "на подольше", ведущий для дезориентации старался произносить "заклинание" как-нибудь хитро, так, чтобы слово "стоп" застало бегущих как можно более неожиданно: растягивая слова или резко обрывая формулу. В том-то и было самое интересное, что сигнал к остановке мог прозвучать в любой момент!
Три-пятнадцать
В эту игру играют на лестнице. Идеальный вариант – школьная перед парадным входом, она достаточно широкая и удобная. Игроков – столько, сколько могут свободно поместиться на ступеньках, плюс ведущий. "Три-пятнадцать-десять-двадцать!" – выкрикивают все хором вместе с ведущим – и совершают по прыжку. Приземляться при этом можно и нужно по-разному: например, одна нога на одной ступеньке, вторая на соседней, или обе на одной, или через одну (а кто особо длинноногий, тот умудрялся и через две). Тот, кто поставил ноги точно таким же образом, как водящий, меняется с ним ролями или выбывает из игры. После чего процесс повторяется до тех пор, пока участникам не надоест скакать, или пока не прозвучит звонок на урок.
Существовал еще один вариант игры с такой точно присказкой-считалочкой, уже безлестничный, но при этом менее безобидный. Все выставляли вперед по одной ноге, так, чтобы носки сходились около одной точки, а по команде "Три-пятнадцать-десять-двадцать!" отпрыгивали в разные стороны. Далее каждый совершал прыжок таким образом, чтобы наступить на ногу соседа, а тот одновременно отскакивал. Проигрывал тот, на кого удалось наступить, или тот, кто путал свою очередь прыгать. Бедная наша дефицитная обувка – в этой игре она приобретала самый бывалый вид!
У медведя во бору
В игре участвует произвольное количество детей, один из которых с помощью считалки назначается водящим – "медведем". На площадке определяется место "медвежьей берлоги", а на противоположном краю – "домик" игроков-грибников. По сигналу начала игроки выходят из домика и расходятся по всей площадке, приговаривая: "У медведя во бору грибы-ягоды беру!" При этом они должны как можно дальше отойти от дома и подобраться к ведущему. Когда звучит следующее двустишие: "А медведь сердит – и на нас рычит!" – он выскакивает и бросается их ловить, а они бросаются врассыпную. Иногда достаточно просто дотронуться до бегущего рукой – осалить его. Однако у "охоты" есть и ограничения: нельзя начинать ловить или салить до того, как прозвучит последнее слово кричалки, или преследовать игрока, когда он забегает в домик. Тот, кого водящему удается поймать, становится "медведем" в следующем туре игры. В одном из вариантов этой игры медведей может быть двое, и каждый ловит на своей территории, при этом у игроков имеется такая опция как "ранить" одного из медведей, попав в него мячиком – тогда остается ловить только один, но на обеих половинах игровой площадки.
Холодно-горячо
Игра по принципу "пряточная", только найти необходимо не других игроков, а спрятанные предметы – и в этом ищущему помогают подсказки. Итак, один участник прячет где-нибудь в комнате или во дворе загаданную вещь (обычно игрушку) – а второй отправляется на поиски. Приближение к цели считается потеплением, удаление от нее – похолоданием. Стандартные комментарии: "Холодно! Горячо!" прикольно образно-художественно варьировать. Как-нибудь вроде: "Ну это ты на Северный полюс забрался! Смотри не замерзай! О, уже немножко теплее, снег тает… Нет, опять заморозки! Куда ты в холодильник полез? А вот тут – жарища, можно обжечься!.." Получалось весело. Как вариант – можно было вещь не прятать, а просто загадать оставленное на виду, не сообщая водящему, что это такое – и по температурным указаниям он должен был определить загаданную штуку с трех, допустим, попыток.
А еще игра в "горячо-холодно" была забавным способом вручения подарка. Просто так сунуть в руки имениннику коробочку ведь не очень интересно, правда? Куда интереснее запрятать ее где-нибудь в недрах квартиры – и пусть поищет сокровище! Подсказки о тепле и холоде при этом можно было заменить бумажками с указаниями: нашел одну за батареей – она направляет тебя к следующей, засунутой в определенную книгу на полке – и так по цепочке постепенно доходишь до заветного места, где скрывается сам сюрприз.
Я знаю пять имён
Логические игры развивают ум, подвижные – физические данные. А вот некоторые советские дворовые игры объединяли движение и мыслительный процесс! Самая характерная в этом смысле – "Я знаю пять имен". Для нее необходим любой мячик, способный сколько-нибудь подпрыгивать от ударов, и любое количество участников – от двух человек. Каждый, кому по очереди достался мяч, набивает его об землю, проговаривая формулу типа: "Я знаю пять имен девочек" – и далее с каждым стуком соответственно по одному, допустим: "Таня – раз, Лена – два, Оля – три, Ира – четыре, Света – пять". Дальше мячик переходит к следующему игроку, и тот повторяет то же самое, только со своими вариантами. Нельзя при этом повторять те, что уже использовались, или чересчур надолго задумываться – иначе выбываешь из игры. Побеждает, соответственно, самый внимательный – тот, кто остался последним невылетевшим.
Кроме собственно имен девочек и мальчиков, в этой игре обычно на ходу придумываются перечисляемые названия и вещи (годится все, что только приходит в детскую голову: "Я знаю пять названий городов", "пять растений", "пять животных", "пять космонавтов"…). А их число тоже можно варьировать – скажем, по нарастанию от одного к десяти. "Оперативная память" мозга тренируется отлично! А манипуляции с мячиком не дают засидеться непоседливому детскому организму.
Я садовником родился
Компания рассаживается кружком, один из игроков выбирается водящим – садовником, остальные подбирают для себя названия цветов и прочих растений: роза, тюльпан, ромашка, кактус и так далее. Ведущий произносит формулу: "Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели – кроме..." Тут он называет "цветочный псевдоним" любого игрока. К примеру, "василек". Тот должен моментально отозваться: "Ой!" Садовник: "Что с тобой?" Василек: "Влюблен". Садовник: "В кого?" Василек: "В ромашку". Ромашка: "Ой!" И так далее. Главное в этой словесной эстафете – скорость реакции. Наименее уверенные в себе игроки, чтобы ничего не перепутать, обычно на вопрос насчет объекта влюбленности отвечали: "В садовника" – тут уж точно не промахнешься. Выбывает из игры тот, кто "стормозил", когда назвали его, или назвал цветок, которого не имеется среди компании – или цветок, который уже вышел из круга. Поскольку в тот момент, когда остается минимум участников, игра превращается в бесконечное перебрасывание основательно поднадоевшего пароля от одного к другому, интереснее использовать ее только как первую ступеньку для игры в фанты. То есть, каждый, кто сбился, не выходит из круга, а получает свой фант – и так до тех пор, пока бумажками с шуточными заданиями обзаведутся все, тогда уже можно переходить к стадии выполнения.
Бабки
Название этой игре дали употреблявшиеся в ней фишки – суставные кости коров и мелкого рогатого скота. Для утяжеления их иногда наливали свинцом. Позже в этом качестве стали использовать чурочки, камушки – и любые подходящие по форме и весу предметы. Суть же игры состоит в том, чтобы эти самые предметы ловко бросать, сбивая фигуры противников. Игроки делятся на команды, и для каждой команды выстраиваются свои фигуры из бабок. Они имеют свои определенные очертания и названия: скажем, "забор", "гусак". Для метания берется особо крупная и тяжелая бабка – биток. Теперь необходимо, бросая битки по очереди, в определенном порядке последовательно сбить фигуры другой команды как можно меньшим количеством бросков, не переступая при этом определенной черты. В разных вариантах игры броски делаются каким-нибудь хитрым образом: например, став на колено или повернувшись боком. Иногда разные бабки отмечаются цифрами или точками – и за сбивание каждой из них, в зависимости от сложности, игроки получают одно или несколько очков – а победа присуждается по достижении определенного количества очков.
Вышибалы
Играть можно от трех и более человек. Если народу много, то лучше разбиться на две команды. Вышибающие встают с двух сторон, расстояние между ними определяется по договоренности. Вышибаемые встают в центре.
Суть игры - выбить всех из центра мячом. Выбитый выходит и ждет окончания игры.
Можно было ловить «свечки». Если успеешь поймать мяч до того, как он ударился о землю, то это называлось «свечой». Поймавший мог выбрать, кого запустить обратно в круг из «выбитых».
Когда оставался последний игрок, то он должен был увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если уворачивался, то вся команда заходила обратно. Если нет, то команды менялись местами.