На просторах инета попалась мне интересная статья, которой захотелось поделиться.
О пользе и необходимости ношения новорожденных.Существует множество исследований о незрелости новорожденного. При этом, для сравнения обращаются к зоологии, к классу млекопитающих. Обычно среди млекопитающих выделяют три типа новорожденных (классификация Б. Хассенштейна):
1) altricial young - «детеныш в гнезде»: рождается абсолютно недоразвитым, беспомощным и слепым; он не в состоянии регулировать температуру собственного тела и постоянно находится в гнезде, где сохраняется стабильная температура; молчит, если мать отсутствует; удовлетворяет голод на достаточно долгий период времени (до двенадцати часов) и на какой-то период времени может оставаться без матери (кошки, собаки и др.)
2) Nidifygous young - "детеныш следует": рождается относительно беспомощным, но в зрелой стадии развития и является миниатюрной копией родителей; сразу после рождения может следовать за матерью и нуждается в ее непосредственной близости; в случае ее отсутствия ищет и «плачет»; удовлетворяет голод на короткий промежуток времени (примерно 4 часа). Зрение функционирует; способен регулировать температуру тела (слоны, лошади и пр.)
3) Сlinging young - "детеныша носят": рождается относительно беспомощными, но с развитыми рефлексами, в частности, хватательным, то есть, приспособленным к ношению. Существует активный и пассивный тип ношения. При пассивном типе ношения новорожденый не в состоянии сам цепляться, нуждается в поддержке родителя. При активном способе ношения (у приматов) хватательный рефлекс развит настолько хорошо, что новорожденный способен цепляться за мать без дополнительной поддержки. Зрительные органы функционируют, но развиты еще не до конца. Очень слабая способность терморегуляции. Рождается в промежуточной стадии развития и нуждается в постоянной материнской близости - дозревает, находясь на ее теле. Удовлетворяет голод на короткий промежуток времени (молоко проходит через желудочно-кишечный тракт в течение 90 минут). Не может оставаться без матери коала, кенгуру, обезъяны и др.
Человеческий младенец - бывший "несеныш". Об этом говорит рефлекс Робинзона (хватательный рефлекс). Хотя этот рефлекс у новорожденного присутствует, но у человеческой матери нет шерсти - не за что хвататься, держаться и рефлекс довольно быстро исчезает.
Человеческий детеныш рождается недозрелым на целый год, в течение которого дозревает: увеличивается объем мозга, дозреваетпищеварительная система и органы зрения, развивается способность к полноценной терморегуляции, моторные и прочие навыки.
В чем же состоит польза ношения?
1) Прижавшийся к маме ребенок получает некоторое подобие условий, в которых он существовал до рождения - он ощущает ставший привычным за девять месяцев ритм ходьбы, сердечный ритм и дыхание матери, что является своеобразным биологическим регулятором. Ношение способствует более быстрому становлению у ребенка суточных биоритмов, выработке гормонов, ответственных за ночной сон и бодрствование днем.
2) Материнские объятия способствуют развитию координации вестибулярного аппарата: положение тела ребенка все время смещается в пространстве вслед за движениями и изменениями позы матери. Каждый раз при этом в его мозг поступает нервный импульс и возникающий ответ передается мышцам тела для сохранения равновесия.
3) При ношении матери и ребенку легче устанавливать контакт. Это способствует и развитию речи - находясь в непосредственно близости от взрослого, он внимательно следит за глазами, ртом и мимикой взрослых и учится слушать.
4) Дети, которых носят на руках, более спокойны и уравновешенны, меньше плачут. Во время бодрствования они чаще всего находятся в так называемом «состоянии спокойного внимания» - силы и время, не растрачиваемые на плач, позволяют им лучше настроиться на контакт с окружающим миром, внимательнее присматриваться и прислушиваться. Ребенок видит и слышит то же, что и мать (или отец), наблюдает за выражением их лиц, интонациями голоса, движениями. Отсюда он воспринимает все, что происходит вокруг, становясь соучастником жизни родителей.
5) Тесный контакт с матерью положительно сказывается как на развитии нервной системы, так и на физическом развитии малыша, так как он не расходует много энергии на плач и преодоление психологического дискомфорта.
6) Младенцы природой «запрограммированы» на то, чтобы как можно больше времени находиться в присутствии родителей, в частности, мамы, ведь отсутствие родителя может означать для ребенка то, что он потерялся, а значит, должен будет умереть. Отсутствие родителей – стресс, который для ребенка связан с угрозой жизни, и поэтому является очень сильным. Разлучение новорожденного с матерью вызывает протест, который выражается горестным плачем. Если на плач мать не реагирует, у ребенка наступает реакция отчаяния - она проявляется затиханием или замиранием, которое сопровождается снижением частоты сердцебиения, понижением температуры тела и повышением уровня гормонов стресса.
7) Хронический стресс в младенчестве опасен для здоровья, потому что высокие дозы кортизола (гормона стресса), особенно в первые месяцы жизни, могут повлиять на развитие других систем организма. Если же за младенцем ухаживает заботливый взрослый, который помогает ему поддерживать эмоциональную стабильность с помощью тактильного контакта, поглаживаний, кормления, укачивания, ношения, уровень кортизола в его крови будет низким, а частота сердцебиения и температура тела - в норме.
Ребенку необходимо общение. И общение младенца и взрослого должно носить эмоционально-положительный характер. Соска и покачивания в колыбели – это не общение, это заменители взрослого. Дефицит общения и отрыв от матери в первые годы жизни может вызвать нарушения в развитии ребенка: провоцирует психические и физические задержки развития, дефект познавательной функции, речевого и эмоционального развития.
9) События первого года жизни формируют у ребенка основу доверия или недоверия в отношении внешнего мира, ведь способность ребенка любить окружающих и окружающий мир тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.
10) Во втором полугодии жизни потребность ребенка быть на руках сильно уменьшается. И когда он начинает активно заниматься игрушками и ползать, он перестает все время проситься на руки и начинает осваивать окружающее пространство самостоятельно.
(Исследования и научные работы Р. Спитца, Дж. Боулби, А. Джерсилда, Анны Фрейд, Э. Пиклера, М.Лисиной, Л.Выготского и др.)
Лучшее подтверждением тому, что ребенок в своем дозревании нуждается в ношении и постоянной материнской близости - метод «кенгуру»: это метод для выхаживания недоношенных детей, который увеличил выживаемость детей, рожденных с очень низкой массой тела, в пять раз. Метод доказывает, что дети, рожденные после тридцать второй недели беременности, хорошо дозревают на теле матери даже без помощи медицинских технологий.
Теоретик этого метода, д-р Бергман, утверждает, что существует первоначальная модель ухода за младенцами (как доношенными, так и недоношенными), которая учитывает четыре основные их потребности - кислород, тепло, пища и защита. Новорожденный получает кислород из воздуха, тепло и защиту через телесный контакт с матерью и пищу через грудное вскармливание.
Современная модель воспитания детей от типа «детеныша носят» перешла к типу «детеныш в гнезде»: ребенка оставляют лежать одного, кладут спать в одиночестве и кормят по режиму. Но самой природой так заложено, что люди должны ухаживать за ребенком по типу «детеныша носят». Это включает в себя постоянное ношение ребенка на себе, совместный сон матери и ребенка, мгновенное успокаивание ребенка и удовлетворение его потребностей, частое или постоянное кормление, и грудное вскармливание на протяжении двух и более лет.
Что касается привязанности матери к ребенку, то на физиологическом уровне она регулируется так называемыми гормонами материнства. Период попадания половины их количества в кровь очень короткий - порядка 20 минут. Поэтому для того, чтобы постоянно поддерживать их высокий уровень, через каждые 20 минут нужна новая стимуляция от контакта с ребенком, кормления его грудью и пр. Ношение ребенка оказывает на мать сильный успокаивающий эффект. При разлуке с младенцем, уровень содержания гормонов стресса в крови женщины повышается и организм испытывает состояние потери и «траура». Поддержание гормонов материнства на стабильно высоком уровне - лучшее средство против послеродовой депрессии, которой подвержены многие женщины.
Конечно, ношение не может быть непрерывным. Каждая мама может и должна сама решить на сколько у нее хватает сил и желания находиться в тесном контакте со своим малышом, держа его на руках, и насколько часто это необходимо самому ребенку. Если ношение вызывает сильное физическое утомление, оно не принесет пользы обоим. Пребывание на руках должно доставлять удовольствие и вызывать чувство комфорта и успокоения для обоих, а не быть тяжкой обузой.
Слинг, безусловно, облегчает ношение ребенка - с ним ношение может быть и более долгим, и менее энергозатратным, т.к. экономит мамины силы. С ним у мамы и руки свободны, и мобильность никуда не исчезает.
Следует помнить, пожалуй, только об одном - ношение в слинге, как и пользование вообще каким-либо девайсом, требует и определенных знаний, и навыка. Потому что то, что вы приобрели и надели слинг, к сожалению, не всегда означает, что носите вы в нем правильно. Не пугайтесь - научиться этому совсем не сложно
.