Анимотерапия - адаптация детей-инвалидов детства и детей с особенностями развития при помощи животных
Анимотерапия — область психодиагностики, где животное воздействует на человека.
- повышается и улучшается эмоциональное состояние человека;
- снижается стресс;
- снижается давление (это особенно важно для гипертоников);
- положительное воздействие на шизофреников (например, ламы);
- в работе с аутичныими детьми лучшие результаты достигаются, если в процессе участвуют животные (например, организация “Живая нить” использует для этого лошадей).
Ниже приводим статью Наталья Гузик, автора методики
С Натальей Федоровной Орбелиани меня познакомили около 10 лет назад. Щупленькая подвижная женщина, которой очень трудно дать 70 лет, несмотря на документальное их подтверждение, была рада встрече – ведь я занималась детьми–инвалидами в Белоруссии. Энергичные её питомцы (в то время это были Арчи и Бэби), видя расположение хозяйки, тоже были рады показать весь свой репертуар.
А Наталья Федоровна за чашкой чая говорила: "Я уже старая. Умру – кому все это останется? Ведь никому, по большому счету, моя методика не нужна…". Я тогда улыбнулась про себя и подумала: "Жить Вам и жить, еще успеете стать счастливой от того, что нужны". Промолчала, потому что не могла гарантировать ничего. И, как жизнь показала, была права. В нашем благословенном государстве нельзя надеяться ни на что… Но, прошло время. И есть надежда, что сейчас уже другие люди у власти, и бабушка Наташа с её уникальной методикой абилитации деток, находящихся в экстремальных условиях, будет востребована. Я на это очень надеюсь.
***
Статья из газеты десятилетней давности называлась "Пудель Арчи для сирот роднее мамы". Цитирую почти дословно.
Заместитель директора приюта "Ребенок в опасности" Маргарита Васильевна Иванова отвыкла от хороших новостей. Действительно, вот-вот нагрянет осень, а значит и холода. С ними бездомных детей на улицах Питера будут подбирать все чаще и чаще. Только вчера было десять звонков, просит то милиция, то кризисная служба: возьмите Христа ради. Куда? Приют ведь не резиновый! Правда, на днях двух мальчиков отдали родному деду. Приехали они из лагеря отдыха, но пока там находились, мать квартиру продала – и в бега. У пацанов – глаза-озера, твердят свой бывший адрес, не понимая, что произошло. Ушли они, но все равно в приюте перебор, дети от 5 до 16 лет. И вдруг предложение – принять необычную гостью, которая только что выступила в приемнике – распределителе для несовершеннолетних и впервые в практике сиротских учреждений показала сеансы анимотерапии. Помогали ей в этом замечательные питомцы, "ученые" пудели Бэби и Арчи.
Но Маргарита Васильевна тут же вспомнила мальчишку, который трижды в приюте ловил и пытался задушить одного и того же несчастного котенка. Какое уж тут лечение животными...
Но вот появилась Наталья Федоровна Орбелиани. На первый взгляд старушка как старушка. Ей 70 лет, живет на пенсию, и собаки ничем не примечательные. Однако у них замечательный талант творить чудеса с детьми.
Москвичам это уже известно, ибо гостья живет в столице, она – кандидат филологических наук, преподавала русский язык студентам. В Петербург приехала к сестре на юбилей и сразу же предложила свои услуги, разумеется, бесплатно. Ибо давно тесно сотрудничает с московским приемником-распределителем ГУВД, где сироты её уже зовут запросто – бабушка Наташа.
Опыт показывает, что Наталья Федоровна помогает детям, страдающим аутизмом (нарушение общения). Не реагирующие практически ни на что, они на таких сеансах анимотерапии "оттаивали", понемногу начинали поворачивать головы в сторону кувыркающихся пуделей – белого и черного. Вчера (24 августа 1995г., прим. Н.Г.) в этом убедились работники приюта на улице Решетникова.
Действия похожи скорее на обычную детскую игру. Бабушка Наташа вроде бы просто играет то с детьми, то с собаками. Все по очереди складывали пластмассовые пирамидки, звонили в колокольчик, били в бубен, а маленький Алеша в течение получаса делал вид, что ни пудели, ни бабушка Наташа его вовсе не интересуют, но с этой ситуацией Наталья Федоровна быстро справилась. Как будто между прочим подкидывала мальчику "ежа", задавала вопросы чаще всего от имени Арчи и Бэби. И даже девочка постарше – Аня – в конце концов показала свои таланты – звонким голосом затянула: "В юном месяце апреле…" В голосе сначала слышалась неуверенность, потом он зазвучал громче, Аня как будто сама удивлялась тому, что, оказывается, может петь!
Московская гостья давно увлекается психологией и педагогикой. Человек она одинокий, собаками занимается уже 25 лет. Уже выйдя на пенсию, досконально изучила труды Ивана Дурова по зоопсихологии. Решила заняться анимотерапией.
- Я таких людей, как Наталья Федоровна, никогда в жизни не видела,- откровенно призналась психиатр петербургского приемника-распределителя для несовершеннолетних кандидат медицинских наук Гольджиган Лявшина, приехавшая в приют вместе с Натальей Федоровной в качестве ассистента,- сотни пенсионеров замыкаются в своих проблемах, хнычут и жалуются, а она в свои 70 мчится в другой город помогать сиротам. Жаль только, что бабушка Наташа одна, а детей, которым нужна её помощь,- тысячи…
Прошло 10 лет...
Статья в Интернете называлась "Репортаж о ребятах и собаках". Вот она, как говорится "без купюр".
Большинство людей знают, что и в Старом, и в Новом свете животных успешно используют как своего рода докторов. Речь идет о направлении в современной медицине, именуемой анималотерапией. В США для реабилитации больных используют дельфинов, во Франции - кошек, и по всему миру в качестве терапевтов, врачевателей души используют собак. В той же Америке ряд клиник разрешает пациентам посещение, а иногда и проживание в палате хозяина домашних любимцев - это способствует поднятию духа, ускорению выздоровления после тяжелых болезней и операций.
В России, как выяснилось, тоже есть нечто подобное. В течение многих лет Наталья Федоровна Орбелиани и три ее пуделя успешно работают с детьми - раньше в одном из московских приемников-распределителей, а затем, после смены руководителя этого учреждения, с учащимися интерната для слепых и плохо видящих детей. Причем это совсем не похоже на урок - дети просто приходят в гости к "бабушке Наташе". Конечно, на занятиях всегда присутствует воспитатель из интерната, но его роль сводится просто к сопровождению детей из интерната и обратно. Сама суть занятий такова: дети по очереди обучают собак (с которыми до того занималась как минимум одна такая группа) разным трюкам. Три пуделя с энтузиазмом играют с "дрессировщиками" и вместе с ними разучивают элементы настоящей цирковой дрессировки. Каждый год дети устраивают в своем интернате открытый урок - демонстрируют всем остальным свои и собачьи достижения. Эти выступления пользуются большим успехом.
Специально для удобства плохо или совсем не видящих детей собаки пострижены по разному - Бэбка, белый красавчик, имеет пышную львиную гриву, Вовка - плод любви белого и черного пуделей - имеет удивительные для собаки его породы усы, а Артик - самый старый, самостоятельный, энергичный и артистичный пес, отличается от остальных коротко остриженной головой и хвостиком. Таким образом, каждого из них можно определить на ощупь.
Дети, занимающиеся с собаками, открыты и раскрепощены. Во время занятий мы наблюдали удивительную метаморфозу. В группе было двое новеньких - из другого класса этого же интерната. Мальчик Слава и девочка Вика сначала скромно сидели в креслах, время от времени робко поглаживая суетящихся вокруг собак. Другим ребятам была поставлена задача - научить новичков правильно играть и работать с собаками. Поначалу было вполне понятное стеснение. И вот, после первых же удачных попыток, лица у ребят оживились, они наперебой рвались поучаствовать в дрессировочном процессе, тянули руки, чтобы ответить на вопросы Натальи Федоровны.
Помимо проблем со здоровьем, многие из этих ребят - сироты, их жизнь вряд ли можно назвать радужной, но осознание своих успехов, того, что они умеют хорошо делать что-то, теплота и инстинктивный такт животных в немалой степени способствуют общему развитию и социализации детей.
Конечно, вся эта идиллия строится на любви Натальи Федоровны к детям и животным, равно как и на ее педагогическом таланте. Ее бескорыстие и гостеприимство приводит воспитателей в тихое отчаяние - отнюдь не богатая хозяйка обязательно угощает детей вкусненьким, а принесенная нами коробка конфет тут была поделена между всеми присутствующими, причем сопровождалось это ненавязчивым и убедительным уроком хороших манер.
Основа успехов Натальи Федоровны в деле дрессировки, по ее мнению, в успешном применении методов Дурова, основанном на индивидуальном подходе к каждому животному и опирающемся на знание психологии животных.
В процессе беседы выяснился важный момент - Наталья Федоровна, действительный член московской зоозащитной организации, убеждена, что помощь безнадзорным животным должна начинаться не с организации приютов и стерилизации животных, а с ВОСПИТАНИЯ ЛЮДЕЙ.
Детей нужно воспитывать таким образом, чтобы они, во-первых, ответственно относились к своим питомцам и не допускали случаев пополнения ими рядов бродяжек, а во-вторых, видели в собаке не более или менее породистый предмет престижа, а просто любимое животное, со своей индивидуальностью, чертами характера и т.д. Собака должна цениться за свои душевные качества, верность, преданность и ум, свойственные этим животным, а не за определенный окрас, постав хвоста или правильный формат. Только тогда можно будет переломить тенденцию к увеличению числа "беспризорников", не оправдавших надежд хозяев, или тех зверей, которых выбросили из-за "невозможности прокормить".
И, конечно, всем детям необходимо объяснять правила безопасности при общении с животными - ведь учат же в школе правила пожарной или дорожной безопасности. А главное, эти уроки "зверолюбивого" воспитания должны быть комплексными и систематическими и проводится не только в школе, но и в семье - ведь пример старших значит очень много.
Ну, вот мы и подошли к самому главному в этой истории. Сегодня Вам предоставляется уникальная возможность познакомиться с работой Натальи Федоровны по методической проработке эксперимента. Насколько я понимаю, в России она имелась только в рукописном варианте у единственного человека – вашей покорной слуги. 10 печатных листов пронизаны одной мыслью – уважительным отношением, как к маленькому пациенту, так и к его мохнатому другу. Читайте, учитесь, делайте свои выводы…и продолжайте это дело. Оно того стоит.
Наталья Гузик.
К.П.Н. Н.Ф. Орбелиани.
Взаимодействие с собакой как один из факторов, способствующих адаптации детей-инвалидов детства и детей, находящихся в экстремальных условиях.
(методическая разработка эксперимента).
ЦЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1. Радостными эмоциями вызвать активное сопротивление ущемленности и недугу способствовать стремлению к самоутверждению, ощущению своей полноценности.
2. Внести веселый праздник в детские будни.
З. Повлиять на формирование доброты и уважительного отношения ко всему живому.
КОНТИНГЕНТ ДЕТЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА.
1. Инвалиды детства с поражением опорно-двигательного аппарата.
2. Инвалиды детства с поражением психики,
3. Инвалиды детства слепые и слабозрячие.
4. Дети, задержанные милицией, находящиеся в изоляции.
Эксперимент проводился в общей сложности более двух лет в домах-интернатах, в домашних условиях (со слепыми и слабозрячими), на праздниках детей - инвалидов детства, в Московском приемнике-распределителе несовершеннолетних ГУВД Москвы. Он одобряется Управлением стационарных учреждений Комитета социальной защиты населения Москвы, Московской ассоциацией инвалидов, администрацией и воспитателями интернатов и Московского приемника-распределителя несовершеннолетних ГУВД Москвы, Московским обществом защиты животных.
Неоднократно положительно освещался в средствах массовой информации.
ТРЕБОВАНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭКСПЕРИМЕНТАТОРУ:
1. любить детей, уметь быстро входить с ними в контакт, вызывая доверие и симпатию;
2. сильный волевой характер, доброта, отсутствие сентиментальности;
3. педагогический такт, способность тотчас сориентироваться в любой ситуации, инстинктивно почувствовать душевное состояние ребенка, обусловленное его физическими и психическими возможностями.
4. знание детской возрастной психологии.
5. умение воспитать и выдрессировать собаку специально с целью взаимодействия ее с детьми, вышеуказанного контингента.
ТРЕБОВАНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОБАКЕ.
1. Абсолютно беззлобная и безопасная по отношению ко всем, с кем общается, включая собак, кошек, птиц.
2. Физически здоровая, с уравновешенной психикой, с отлично ухоженной шерстью.
З. Веселая, подвижная, контактная, безукоризненного поведения и исполнительная.
4. Склонная к дрессировке.
5. Вызывающая симпатию уже одним своим внешним видом.
б. Любящая детей и играть с ними.
7. Не реагирующая на непривычное поведение людей (движения, позы и пр.), а также на незнакомые предметы (инвалидные коляски, костыли, палочки, каталки и пр.)
8. Порода, возраст, (исключая щенячий) не принципиальны, лучше из мелких пород {крупных собак дети опасаются больше).
ПОДГОТОВКА СОБАКИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ, ВЫШЕУКАЗАННОГО КОНТИНГЕНТА.
В проводимом эксперименте участвуют экспериментатор-владелец собак (он же дрессировщик) и, специально с целью взаимодействия с детьми приобретенные и выдрессированные, два карликовых пуделя, черный и белый (контрастность окраса была предусмотрена для большего зрительного воздействия на детей и удобства различия собак во время игры). В настоящее время черному (Артику) пять лет, белому (Бэби) два с половиной года. Оба были приобретены в возрасте около трех месяцев. Выезжать взаимодействовать с детьми начали с годовалого возраста. С мая 1994 года выезжают вместе. Взаимодействие с детьми обе собаки начали в Московском приемнике-распределителе несовершеннолетних ГУВД Москвы, потом в интернатах с детьми-инвалидами с детства, а с марта 1996 года - в домашних условиях со слепыми и слабозрячими детьми. Возраст ребят (от дошкольников до старшеклассников), их физическое и психологическое состояние собаки не различают; они равно со всеми активно взаимодействуют, проявляют живой интерес, веселость и добродушное отношение к каждому.
Воспитание и обучение собак началось с первого же месяца их приобретения. При этом сразу же учитывались свойства породы: положительные (врожденная понятливость и веселость, располагающая внешность и др.) и отрицательные (рассеянное внимание, вертлявость, склонность к озорству, задирчивость и др.). В процессе воспитания положительные свойства породы укореняются. Отрицательные свойства терпеливо, последовательно, ежедневно встречают противодействие, в силу чего постепенно изживаются.
Воспитание и обучение собак - взаимодействующий процесс уже с раннего щенячьего возраста; по мере взросления собаки послушание становится ее привычным состоянием. Перед Артиком и Бэби прежде всего ставилась задача воспитанности: не только знать свое имя, идти на зов, ходить рядом слева, сидеть и т.п., но и быть ненавязчивыми, не портить предметы, не приставать к прохожим, не пытаться обнюхивать то, что несут или ставят, не пустолайничать, не реагировать на бегущих, не шарахаться от машин и т.п. Особо принципиально было обучение не обнюхивать и не подбирать ничего съедобного, чтобы избежать желудочного заболевания и, что страшнее, не отравиться. Достигалось это по рекомендациям В.Л. Дурова: незаметно подбрасывается лакомый кусочек, будто невзначай подводится к нему щенок и в тот самый момент, когда щенок потянется понюхать, резким движением за поводок отбросить его назад. Одновременно, указывая на лакомый кусочек, произнести с омерзительной интонацией: "Фу-у!", вызывающее у щенка чувство гадливости, и властно сказать "Нельзя!", после чего отвести щенка в сторону и дать из руки такое же лакомство. После неоднократных таких уроков у щенка пропадает желание подбирать что-либо съестное и с взрослением, обнюхивать и подбирать съестное вовсе станет несвойственно.
Имея целью взаимодействие собаки с детьми как ее рабочую функцию, необходимо постепенно, с первого же выгула, подводить собаку к детям, разрешая приласкать щенка. Знакомство лучше начинать с подростков, так как малыши непроизвольно могут причинить щенку боль (потянуть за хвост или уши, ткнуть пальчиком в глаз, схватиться за нос и т.п.) и у щенка запечатлеется на всю жизнь, что от малышей нужно защищаться и, следовательно, проявлять к ним агрессивность. Стимулируя щенка общаться с подростками, надо предупреждать ребят быть с ним ласковыми, не разрешать, пусть ради шутки, дразнить щенка, чтобы не вызвать агрессивной реакции, не брать на руки, чтобы щенок не выскользнул, испугавшись, и, падая, не ушибся, не повредил лапки. Нельзя разрешать отнимать у щенка предметы, стимулировать хватать и тянуть поводок или тряпку (чтобы не вызывать агрессивности и не повредить зубы). Нельзя допускать игру в преследование бегущего, ловлю за ноги или одежду. Столь свойственный собакам интерес к игре с палкой (грызть, хватать, тянуть) необходимо погашать и не бросать щенку палку, не требовать, чтобы он бежал и приносил ее, иначе в дальнейшем костыли и полочки в руках детей-инвалидов будут восприниматься как предметы игры, что может вызвать испуг и падение ребенка. Бегать за брошенным мячом можно разрешить только при условии, что щенок приучен, принося мяч обратно, класть его у ног бросавшего. Всякого рода игра в борьбу должна быть полностью исключена.
Растить щенка с целью его дальнейшего взаимодействия с детьми-инвалидами означает ограничивать его во многих естественных проявлениях, заведомо лишая обычных щенячьих радостей. И, чтобы это не влияло отрицательно на здоровье и психику щенка и не отразилось в дальнейшем негативно на здоровье и психике взрослой собаки, необходимо компенсировать эти ограничения побуждением интереса к игре с реквизитом (кеглями, колокольчиком и пр.) и желания к подвижным играм (ходить на задних лапах, ходить восьмеркой между ног, кружиться вокруг своей оси и т.п.). Играя, таким образом, со щенком, причем ежедневно и многократно, выказывая со своей стороны эмоциональный интерес к игре, легко можно добиться потери у щенка желания играть иначе, а физическое и психическое развитие его при этом не только не пострадает, но и будет заметно прогрессировать. Во время гулянья, общения щенка с детьми, нужно стимулировать щенка продемонстрировать, чему он обучался и предлагать детям ласково просить щенка повторять то, что он показал (например, на слово "хочешь?" вместо обычного от собак требования "голос!", поднять правую переднюю лапку). Постепенно приучаясь выполнять просьбы детей, щенок станет видеть в детях своих партнеров и охотно общаться с ребятами независимо от их возраста.
Чтобы обучить собаку так, чтобы она стала не только, как принято говорить членом семьи, и не просто милой диванной собачкой, а подлинно рабочей, необходимо повседневно и четко следовать основным законам педагогики:
1). Не учить тому, что противопоказано физиологии (например, если у собаки выгнутый или вогнутый позвоночник, не следует учить ее ходить на задних лапках).
2). Идти постепенно от легкого к трудному (например, сначала ставить обруч на землю и добиться, чтобы собака перешагнула, а потом постепенно поднимать обруч, приучая, таким образом, прыгать через него. Собака боится ограниченного пространства, поэтому сразу через обруч прыгать не захочет даже, если уже обучена легко перепрыгивать через высокий горизонтальный предмет. Поборов ее страх, научив прыгать через обруч, можно ввести в игру второй обруч, а когда собака научится прыгать сразу через два обруча, прибавить еще и третий).
3). Не учить новому без усвоения старого (например, пока собака не научится стоять на задних лапах, нельзя учить ее ходить на задних лапах).
4). Нельзя учить одновременно выполнению разных заданий (например, ходить на задних лапах и кружиться вокруг своей оси).
5). Постоянно повторять ранее усвоенное, включая и то, что стало для собаки привычкой (например, на слова "здравствуй" и "до свидания" протягивать лапу). Обычно то, что собака усвоила, она помнит всю жизнь, но чтобы не было даже случайной осечки в работе собаки, повторение необходимо всегда, особенно трудных и непрочно усвоенных навыков.
6). При обучении собаки крайне важно изучить ее индивидуальные особенности и учитывать их в процессе обучения (например, степень внимательности, способность предугадывать, что от нее требуется, темперамент и т.п.). Собака, как и человек, - индивидуум, и ее особенности далеко не всегда вытекают из породы, размера и возраста. Психика собаки имеет решающее значение, а она зависит от содержания собаки, ее воспитания и педагогического воздействия (например, нервозность, возбудимость непредсказуемость поведения, даже если они свойства породы, при правильном содержании и воспитании постепенно исчезнут, а в противном случае усугубятся, а также неминуемо появятся у собак, которым по природе эти качества не свойственны).
7). Избегать переутомления на всех этапах учебы и в процессе взаимодействия с детьми. Усталость ослабляет усвояемость и интерес, вызывает нежелание выполнять требуемое, отрицательно сказывается на физическом и психическом состоянии собаки. Чтобы избежать переутомления, после 10-15-минутного занятия надо дать возможность собаке отдохнуть так, как ей самой хочется, а через минут 15 занятие возобновить. Если после отдыха чувствуется усталость собаки, урок следует отложить до другого раза, проанализировать причину переутомления. Чаще всего это случается, если собака недомогает или была перевозбуждена во время выгула, (например, нанюхалась следов течки).
8). В требованиях к собаке надо соблюдать последовательность и единство. Например, видя желание собаки схватить с земли съедобное, запретить это делать, а в другом случае не прореагировать на ее поступок.
9). Требовательность к собаке должна быть неукоснительна, но исключать всякое физическое воздействие (болью, голодом, запугиванием и т.п.). Физическое насилие над собакой не только вызывает у нее агрессивность или подавленность, но и состояние униженности (самолюбием собаки обладают, им свойственно ощущение обиды и, если она понимает, что без вины виновата, то болезненно воспринимает несправедливость). Избегая причиняемого ей страдания, собака подчиняется требованию и, в конечном счете, выполняет задание, но при этом она всего лишь механический инструмент и ей не суждено будет испытывать радость от учебы и желания выучиться еще большему. Она не будет способна выражать свое творческое я (например, научившись стоять на задних лапках, бить передними по колокольчику, самолично пойти на задних лапках, продолжая передними бить по колокольчику, как это сделал Бэби, тем самым, вызвав повышенный интерес у играющего с ним ребенка-партнера). Физическим воздействием вместо послушной собаки легко получить либо агрессивную, либо трусливую. Наказание собаки должно выражаться осуждающей, категорически запрещающей интонацией, никак не окриком. Если неповиновение собаки серьезное, чреватое опасностью для ее здоровья или для кого-то другого, следует резким движением взять собаку за холку, слегка приподнять так, чтобы задние ее ноги стояли на земле, и тотчас тем же резким движением посадить, сопроводив свое действие словом "Нельзя!" с категорически запрещающей интонацией. Такое наказание невольно вызовет у собаки ассоциацию, как в раннем детстве она была наказываема матерью-сучкой. Но, чтобы такое наказание воздействовало на собаку, прибегать к нему надо только в особых случаях. Если то и дело так наказывать собаку, это будет вызывать у нее агрессивную реакцию, упрямое противодействие, а не послушание.
В основу воспитания и обучения Артика и Бэби как собак, предназначенных для взаимодействия с детьми-инвалидами и детьми, находящимися в экстремальных условиях, положены рекомендации великого дрессировщика и выдающегося ученого-зоопсихолога Владимира Леонидовича Дурова, изложенные в его научном труде "Дрессировка животных. Новое в зоопсихологии" /М., 1924г./. Отношение к Артику и Бэби со щенячьего возраста было по-дуровски: как к своеобразно мыслящим и тонко чувствующим существам.
Широко распространенный механический способ дрессировки по отношению к Артику и Бэби был абсолютно исключен, так как препятствовал взаимодоверию и взаимопониманию с дрессировщиком. Мы говорим, что работа с собакой должна обуславливаться адекватностью психического, внутреннего состояния ученика и учителя, что в свою очередь дает возможность воздействовать на собаку путем внушения. Играя, обучай - эта рекомендация В.Л.Дурова явилась ключом к выявлению собачьих способностей, темперамента, сообразительности, творческого "я". И эта учеба-игра в спокойной благожелательной атмосфере общения, обеспеченной взаимодействием дрессируемых и дрессирующим, не только располагала Артура и Бэби к учебе, но и вызывала стремление лучше и с большим рвением выполнять задания. При этом очень важно, чтобы дрессировщик сам проявил живой интерес к процессу игры с собакой, заражая тем самым ее желанием играть, чтобы собака почувствовала в нем не учителя, а партнера. При равнодушии к игре дрессировщика, его менторстве или вялости собака станет инертной и учеба, хоть и в форме игры, в прок не пойдет.
Артик и Бэби обучались безукоризненно исполняемым эмоциональным методом, разработанным и рекомендованным В.Л.Дуровым, то есть воздействием непосредственно на разум, сознание животного, строящегося на принципе наталкивания собаки на определенное движение. Условием этого метода является бодрое, творческое настроение, в силу которых собака вступает в психический контакт со своим учителем и, предчувствуя, предугадывая, что от нее потребуется, проявляет нетерпение и желание понять и выполнить задание.
Прежде всего, надо навести собаку на выполнение определенного действия -это достигается жестикуляцией (комплексом движений), сопровождающейся одобрением (лаской или маленьким лакомством). Жестикуляция и вкусоощущение - едины. При этом крайне важно уметь наградить собаку вовремя: ни секундой раньше (занявшись лакомством, собака забудет о задании), ни секундой позже (собака не поймет, за что ее наградили). Только данное сразу (мгновенно) лакомство как награда за выполненное задание послужит пониманию собаки, что она все сделала как надо, и это закрепится в ее сознании. Жестикуляция и вкусоощущение взаимоувязаны и сопровождаются интонировкой (эмоционально окрашенным словом-сигналом), подкрепляющим желаемое. При продолжительном обучении и постоянном повторении с неизменной интонацией слова-сигнала, собака постепенно запомнит это слово, ассоциируя его с предметом или действием, и будет способна понимать его, произнесенным с любой, даже самой нейтральной интонацией. Вообще же, В.Л.Дуров, в отличие от укоренившихся справедливых требований служебного собаководства, общаться с собакой лишь словом-сигналом (например "Сидеть!", "Апорт!", "Голос!" и т.п.), утверждал, что чем больше разговаривать с собакой, тем она лучше будет понимать дрессировщика. И в самом деле, Артик и Бэби приучены понимать по-дуровски (например, вместо слова-сигнала "Ко мне!", они подойдут, если сказать: "Где же ты?", "Иди, иди!", "Подойди-ка", "Куда ты запропастился?" и т.п.) и, в процессе восприятия речевого потока, оба они (Артик в большей степени, Бэби в меньшей) научились улавливать, что от них требуется, хотя, безусловно, понимание речи как таковой для них, как и любой собаки, любого животного невозможно. Тем не менее, такое словесное общение благотворно действует на умственное развитие собаки, обогащая ее способность понимать человека и, тем самым, в большей мере взаимодействовать с ним.
Воспитанные и обученные по заветам В.Л.Дурова, Артик и Бэби без какого либо принуждения стремятся учиться новому и с рвением выполняют заученное, они почувствовали вкус к игре. Достаточно дотронуться до чего-либо из реквизита или подойти к месту, где он лежит, как тут же оказываются Артик и Бэби и выражают нетерпение играть. И, если Бэби в силу своего подросткового возраста нет-нет да подхалтурит, понебрежничает, то Артур безотказно, с азартом, проявляя инициативу, выполнит все и даже больше, чем от него требуется. Приученные взаимодействовать с детьми, они жаждут играть с ними, видя в них желанных игроков-партнеров. Количество ребят (пусть очень мало или очень много), возраст (малыши, подростки), умственноотсталые, слепые, с поражением опорно-двигательного аппарата или здоровые ребята - для Артика и Бэби значения не имеет. Они рады общению со всеми, ко всем расположены самым доброжелательным образом и всегда готовы незамедлительно начать игру. А в процессе игры трудно установить, кто больше увлечен и рад, ребята или Артик с Бэби. Взаимодействие увеличивается и тем, что ребятам разрешается за отличное выполнение трюков угостить Артика и Бэби лакомым кусочком (педигри), а от имени Артика и Бэби ребята в качестве премии за умение их обучать одариваются карамельками. И, хотя по всем правилам нельзя разрешать собакам брать у чужих съестное, приходится идти на это нарушение, чтобы не лишить ребят удовольствия угостить полюбившихся собачек. При этом предупреждается, что угощать надо только с ладошки, иначе, беря угощение, собака может прихватить за палец. В обычных условиях брать что-либо из рук чужих Артику и Бэби запрещено, даже если их хотят угостить дети.
ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОБАК С ДЕТЬМИ.
Здоровые дети имеют возможность ощущать себя частицей матери-природы, впитывать в себя ее благотворные соки, наслаждаться ее красотами, сливаться с ней, испытывая великую радость. Отсюда и тяготение детей, от малышей до взрослых, к домашним животным, особенно к собакам: погладить ее, поводить на поводке, побегать с ней, поиграть. Всего этого, в силу недуга частично или полностью, лишены дети-инвалиды. Лишены этого и здоровые дети, временно находящиеся в изоляции, в экстремальных условиях, болезненно остро воспринимающие свою оторванность от естественного для них состояния общения с природой. Более чем двухлетнее посещение интернатов для детей-инвалидов, Московского приемника-распределителя ГУВД Москвы с целью взаимодействия детей с двумя карликовыми пудельками Артиком и Бэби, дают основание прийти к выводу о безусловной пользе проводимого эксперимента. Даже самый захватывающий фильм, в котором действует собака, самое яркое теле-шоу с участием собак, блистательное выступление собак в цирке, не дадут ребенку того богатства ощущений, которое он испытывает в тесном контакте с живой собакой. Там он только благодарный зритель, радостно реагирующий на зрелище. Оно поражает его воображение, оно обогащает его эмоционально, оно стимулирует интерес и любовь к животным, к собаке. Но сам ребенок не действует, он только сидит и смотрит. Именно поэтому, в проводимом эксперименте ребенок является не зрителем, смотрящим, как собака выполняет различные цирковые трюки, а непосредственным участником действия, в котором он и собака - партнеры на равных, чем и достигается максимальная активность ребенка, сама по себе благотворно действующая на его психическое и физическое состояние, улучшающая его самочувствие, повышающая жизненный тонус.
С целью наибольшей активизации детей, формой эксперимента была выбрана игра в "дрессировщиков". В процессе игры у ребят создается иллюзия, что они учат собак различным трюкам. Сама необычность игры возбуждает интерес и проходит в атмосфере радостного оживления. Ребята настолько увлекаются, что готовы играть без конца и при расставании неизменно просят о новой встрече.
ПЕРЕЧЕНЬ ИГР (С КАКИМ КОНТИНГЕНТОМ И КАК ПРОВОДИТСЯ, РАССКАЗЫВАЕТСЯ НИЖЕ).
1. Кто быстрее: ребята соревнуются друг с другом, прыгая на одной ноге, потом собаки на задних лапках.
2. Кто быстрее: ребята кружатся вокруг своей оси, потом собаки.
З. Ребята командуют: "раз, два" - собаки идут на задних лапках, на счет "Три!" - кружатся.
4. Игра в кегли: ребята ставят кегли, собачки сбивают лапкой - кто быстрее поставит, кто собьет.
5. Игра с обручем: ребята держат палку, с прикрепленными на ней тремя обручами, командуют: "Прыг-скок". Собачки сразу перепрыгивают внутри обруча.
6. Игра "жонглеры": ребята держат за веревочку палочку, с прикрепленными к ней на проволочках шестью цветными пластмассовыми шариками. Собачки стоят на задних лапках, "жонглируя" передними.
7. Игра в "тепло-холодно": выбирается считалочкой "ведущий". Ему велят зажмурить глаза. Ставится тележка. Туда садится Артик. Ведущий ищет. Ребята подсказывают "холодно-тепло". Ведущий находит. Дает Артику билет (кусочек педигри) и везет его. Бэби хватает тоже за веревочку. Везут вместе, пока Артик не выпрыгивает из тележки, тогда ведущие меняются.
8. Игра: Как мы ходим: собачки ходят между ног ребят восьмеркой.
9. Игра в винт: ребята соревнуются, кто быстрее скрутит с пластмассового винта четыре пластмассовые гайки, потом соревнуются собачки.
10. Кто веселее постучит по барабану: сначала ребята соревнуются, потом собачки, потом барабанят вместе: играя по бегу барабана, собака по верху.
11. Игра в колокольчик: ребята держат колокольчик за веревочку, собаки идут на задних лапках, ударяя передними по колокольчику. Потом соревнуются собачки, кто лучше позвонит, держа колокольчик за веревочку ртом, сидя, ударяя по колокольчику передней лапкой.
12. Кто веселее позвонит в бубен: соревнуются сначала ребята, потом Артик, а потом трюк и Артик каждый барабанит в свой бубен, а Бэби с ребятами приплясывают.
13. Игра на кукольном рояле: соревнуются сначала ребята, потом собачки, потом игра в "две руки" - "две лапки".
14. Игра пирамида. Ребята собирают пирамиду-петуха. Потом собирает Артик.
15 Игра "С кем хочу дружить". Дается двенадцать картонок. Из шести ребята собирают рисунок кота, из шести - кошки. Потом Артик на вопрос "С кем хочешь дружить?" из 12 выбирает 6. Ребята складывают. Оказывается, Артик хочет дружить с кошкой.
16. Ре6ята разбрасывают пять картонок, на каждой из которых написана буква и спрашивают Артика "Как тебя зовут?". Артик подает по одной картонка, ребята складывают и читают его имя.
17. Хоровод. Ребята ставятся в круг, водят хоровод, поют и пританцовывают, а внутри хоровода танцуют и кружатся собачки.
Обычно хороводом завершается встреча. Чтобы ребята не уставали, и не спадал интерес и темп игры, между играми, раз или два делаются интервалы, во время которых демонстрируется умение собачек, не входящие в игры. Например: вместо "Дай лапу", сказать "Здравствуй!", "Покажи лапку!" - собачка протягивает правую заднюю; "Хочешь?" - собачка "салютует" передней правой лапкой. Во время таких интервалов проводится маленькая доверительная беседа на собачьи темы, демонстрируется, как научить собаку какому-нибудь элементарному трюку (например, ходить восьмеркой между ног), рассказывается (с учетом возраста ребят) о В.Л.Дурове (о дедушке Дурове), обращается внимание на то, что Артик и Бэби учатся по его заветам.
Обычно, встреча-игра продолжается минут 40 (иногда больше, реже. Вид игр, их корректировка, продолжительность зависит от возраста ребят данной группы, их физического и психического состояния и возможностей.
Чтобы взаимодействие детей с собакой наступило быстро и происходило успешно независимо от контингента и возраста ребят, необходимо сразу же вступить с ними в контакт, вызвать симпатию к собаке, заинтересовать предстоящей игрой. Способность быстро вступить в контакт с любой детской аудиторией зависит от педагогического таланта, но и развивается с практикой, когда накапливается опыт общения с детьми в различных ситуациях. В описываемом эксперименте знакомство с дошколятами и подростками начинается со слов, произнесенных с ласковой веселой интонацией: "Здравствуйте! Я - бабушка Наташа. А это мои собачки: черный Артик, белый Бэби. Мы пришли к Вам играть". На ребячьих лицах сразу появляется улыбка. Есть для них, живущих вне дома, что-то магическое в самом слове "бабушка", ассоциируясь с добротой, мягкостью, сердечностью, благожелательностью. Официальное представление (имя, отчество, профессия и т.п.) вызывают недоуменную настороженность (кто это, почему предлагает играть с собакой и т.п.).
Входя в контакт с ребятами, надо сразу же познакомить их с собакой, назвать ее имя, коротко рассказать о ней (порода, возраст, пояснить, что собака домашняя, а не цирковая, но старается учиться всяким собачьим премудростям), продемонстрировать какой-нибудь один элементарный трюк, предложить погладить ее, приласкать, Обычно не обходится без вопроса: "Кусается?". Лучше всего на такой вопрос ответить шутливым вопросом: "А ты кусаешься?". Все засмеются, а спрашивающий заулыбается и протянет руку погладить собаку. Если кто-нибудь из ребят боится общаться с собакой, надо на примере общения с другими доказать ему, что собака безобидная, и заинтересовать его игрой так, чтобы ребенок поборол свой страх. Например, ребенок боится угостить собаку лакомым кусочком (педигри) за выполненный трюк, а другие - не боятся. Не уговаривая боящегося, следует другим ребятам дать возможность угостить собаку, предупреждая, что угощать надо с ладони, как бы с ложечки. Боящийся ребенок, видя, как угощают другие, страстно захочет тоже угостить. Тут надо подойти к нему вплотную, поддержать его руку (это он воспримет как подстраховку), положить ему на ладошку кусочек, а когда собака слизнет, отпустить его руку. Убедившись, что собака не кусается, ребенок с удовольствием будет угощать собаку, забыв о своем страхе.
Чтобы контакт с ребятами был установлен быстро, важно, чтобы каждый ребенок сразу же почувствовал искреннюю к нему расположенность, чуткое понимание его физических и психических возможностей, обоюдный интерес играть. Контакт необходим для возникновения веселой, творческой атмосферы, которая рождается в процессе игры. Успеха не будет, если ребенок ощутит искусственность в игре взрослого, интонационную фальшь (сюсюканье, панибратский тон, наигранную заинтересованность и т.п.). В данном случае играющий взрослый должен уподобиться актеру, созданный которым персонаж воспринимается как живая реальность. Трудность играющего взрослого заключается, главным образом, в том, что он одновременно сценограф, режиссер, дирижер, партнер и дрессировщик. Если эти функции успешно взаимосвязаны, увлеченность ребят взаимодействовать с собакой, как бы обучая ее цирковым трюкам, обеспечена, а эта увлеченность неминуемо обеспечит горячую симпатию к собаке, понимание, что она не игрушка, а личность, достойная любви и уважения.
Автор: Н.Ф. ОРБЕЛИАНИ
Источник: Интернет-ресурс, посвященный методам абилитации детей с особенностями развития