Откуда берётся агрессия
По сложившемуся мнению такие отношения между родными людьми не всегда связаны с асоциальной семьей, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут разгульный образ жизни. Подобные проблемы встречаются в семьях внешне благополучных, но где каждый член семьи существует сам по себе, родители заняты исключительно своей жизнью, работой, делами. Причем эмоциональное отвержение ребенка матерью является особенно травматичным для психики. Оно рождает страх, который влечет за собой либо неуверенность, замкнутость, тревожность, безынициативность, инфантильность, либо враждебность к окружающим, агрессивность и жестокость. При помощи таких реакций ребенок стремится изменить ситуацию, старается добиться внимания к себе.
Стиль воспитания
Следующей важной причиной детской агрессии является стиль воспитания в семье. Одинаково неблагоприятными являются и гиперопека (чрезмерная опека), и гипоопека (попустительское отношение, равнодушие, безразличие), и ситуация создания «кумира семьи» — неумеренная похвала за весьма скромные успехи, чрезмерное внимание к малейшим желаниям и побуждениям. При любом из этих стилей воспитания у детей может сформироваться агрессивность (вербальная или физическая) как «ответ» на сложившуюся систему. Если ребенок хоть раз добился своего таким способом, то вероятность повторения подобной ситуации высока. Постепенно он привыкает взаимодействовать с окружающими на таком уровне, у него вырабатывается своеобразный стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний ребенок начинает кричать, топать ногами, проявлять вербальную агрессию и вполне может применить и физическую в виде кидания игрушками, разбрасывания вещей, других предметов и т. д.
Еще одной причиной является пример родителей — агрессивный отец или мать.
Психологами доказано, что для большинства детей именно семья является основным примером агрессивного поведения. Враждебность одного из родителей по отношению к другому или родителей по отношению к детям не только деформирует саму семью, но и приводит к так называемому «циклу насилия». Дети воспроизводят такой стиль взаимоотношений сначала в процессе общения со своими братьями и сестрами, затем со сверстниками, затем при создании собственной семьи, передавая это своим детям, — так цикл замыкается. Причем особенно быстро научаются агрессивному поведению дети с наличием таких физиологических предпосылок, как холерический темперамент и повышенная эмоциональность.
То же самое происходит и в общении с чрезмерно властными родителями, стремящимися во всем управлять своим чадом, подавляя его волю и инициативу и тем самым вызывая у него тревожность и страх. Ребенок пытается защитить себя, выбирая формой защиты нападение. Его агрессия — это протест против существующего положения вещей, стремление оградить свое «Я». В результате ребенок смотрит на мир настороженно даже тогда, когда на самом деле опасности не существует. Другим итогом такого воспитания может стать подавленный, безынициативный, инфантильный и безразличный, подчиняющийся всем человек.
Ограничения в удовлетворении потребности в движении
Встречается такое, что ребенка ограничивают в двигательной активности, запрещая ему бегать, прыгать, скакать, не позволяя выплеснуть накопившуюся энергию. Причем мотивация взрослых в данном случае может быть различной. Они объясняют это тем, что ребенок слишком шумно играет и мешает другим, слишком быстро бегает и может упасть, просто раздражает своей активностью. Но человек, особенно маленький, не может жить и нормально развиваться без движения. И если его попытки разрядиться жестко пресекаются, то рано или поздно от переизбытка энергии он может начать вести себя агрессивно.
Как помочь ребенку справиться с самим собой?
Безусловно, агрессивный человек приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Ведь, по сути, он попадает в замкнутый круг. Своими действиями настраивает окружающих против себя, что в свою очередь усиливает его протестное поведение.
Помочь ребенку справиться с таким состоянием может только взрослый — любящий, заботливый и понимающий.
В большинстве случаев грамотное, взвешенное отношение родителей к своему ребенку, их умение убеждать, объяснять возникшие ситуации и просто нормально и спокойно общаться приносит свои плоды. Поэтому от того, как реагируют взрослые на проявления агрессивности у детей, во многом зависит, закрепится ли такое поведение, станет ли чертой их характера.
Система социальных норм, принятых в обществе и прежде всего в семье, постепенно становится частью личности ребенка. Со временем малыш научится выражать свои негативные эмоции социально одобряемыми способами, не причиняя вреда ни другим, ни себе.
Большую роль здесь играет собственный пример родителей. Обычно взрослые говорят детям о том, как не надо себя вести, но не объясняют, как надо. И если такого образца у ребенка нет, то слова, скорее всего, будут не очень эффективными.
Отдельным и очень важным элементом коррекции и профилактики агрессивности у детей является развитие у них чувства сопереживания — эмпатии, сочувствия к другим.
Конечно, причин, способствующих появлению в поведении ребенка агрессивности, огромное количество. Мы рассмотрели лишь некоторые из них, наиболее часто встречающиеся. И практически все их можно устранить без помощи специалистов, имея лишь желание это сделать. Ведь часто до того, как вспышки враждебности становятся заметными всем, ребенок выражает свою потребность в изменении сложившейся системы более мягкими способами, но, поскольку они остаются незамеченными, непонятыми, он яростно старается быть услышанным теперь уже по другому, агрессивно.
Дата публикации: 20 Июня 2012
Автор статьи: Крамаренко Н. С.
Источник: Статья опубликована в православном журнале для родителей «Виноград» (№ 3(47) май-июнь 2012)