9 месяц
Вес ребенка в этом месяце увеличится в среднем на 500 г.
Рост малыша увеличится примерно на 1,5 – 2 см.
Двигательная активность.
С этого возраста малыш все старается делать самостоятельно. Если он умеет ползать, то ползает постоянно, не зная отдыха. Для него незнакомо полежать и спокойно посмотреть телевизор, как у взрослых. Ему надо двигаться, искать, узнавать, испытывать, пробовать. Он хватает все, что попадает в поле его досягаемости. Поэтому вдвойне позаботьтесь о безопасности помещения. Малыш изучает все комнаты, оползает все по многу раз, изучает что за чем, запоминает.
Кроха хорошо отточил умение сидеть, садиться из положения лежа, подниматься. Он может начать подниматься, держась за предметы. Только самостоятельно стоять ему еще трудно. Но он тренируется и скоро оторвется от опоры. Не менее трудно ребенку – это научиться садиться, когда уже встал.
С каждым днем умения ребенка растут, а вместе с ними и опасность. Еще раз проверьте все, что окружает ребенка, чтобы не было острых углов, опасных предметов и т.д. Особенно осторожным надо быть, находясь с ребенком на кухне, среди огня и кипящих кастрюль. Подальше от ребенка ставьте горячие блюда и напитки, не подносите его близко к плите. Кроме этого, необходимо спрятать всю бытовую химию и быть очень осторожными с мелкими предметами, чтобы они были недоступны крохе. Не стоит напоминать об опасности, исходящей от незащищенных розеток.
Речь.
Речь продолжает развиваться и обогащаться новыми элементами. Появляются новые слоги, они соединяются в звуки и простые слова типа «мама», «папа», «баба». Малыш может уже называть свои действия: «на», «да». Малыш может «своими», понятными только ему словами и звуками называть предметы. Кроха манипулирует голосом, громкостью, интонацией. Кроха пытается повторять за взрослыми.
Тихий час.
Малыш на девятом месяце спит ночью около 10 – 12 часов. Встает ночью все реже, то есть сон более продолжительный. Прервать его могут разные неприятности или проблемы со здоровьем. Если по утрам кроха просыпается в хорошем настроение, то засыпать он будет еще лучше. Обратите внимание на то, что во время ночного сна малыш может раскрываться. Поэтому позаботьтесь о малыше, одев его на ночь в теплую пижамку. Помните, что до года малыш спит еще без подушки. Малыш спит днем раз или два.
Ребенок в 9 месяцев все время повторяет слоги, перебирая гласные и согласные, аукает, вскрикивает, временами заливается смехом. И на своем собственном языке комментирует происходящее вокруг. Некоторые младенцы «привязывают» слоги к маме с папой ( ма-ма-ма-ам ) и к любимым игрушкам ( зя-зя-зя – зайчик и т.п. ).
Эмоции ребенка с каждым днем все богаче. Чаще всего кроха удивлен или рад, чем-то заинтересован, но временами не скрывает гнев, отвращение, печаль, страх. Он может быть плаксивым, обиженным, боязливым, особенно, если мама постоянно на взводе, а, в общем, уравновешен, спокоен и доставляет минимум хлопот.
Малыш ярко проявляет недовольство, направленное на ваши конкретные действия: например, карапузу может не нравиться, когда вы вытираете ему носик или стрижете ногти. Он будет отворачиваться, отталкивать вашу руку, протестующе мычать и вертеть головой.
Не игнорируйте эти «уловки» и не ругайте за них сына или дочку. Задумайтесь: возможно, что-то в ваших действиях причиняет крохе боль, и это следует исправить. Если же действие необходимо продолжать, примите негативные эмоции любимого чада, скажите, что понимаете, что ему больно, неприятно, что он не хочет, но ничего не поделаешь – надо.
Кстати, обращайте особое внимание на действительную необходимость манипуляций, особенно медицинских, вызывающих у малыша негативную реакцию. Например, укрепляющий массаж вы можете делать сами ( при отсутствии у ребенка серьезного заболевания ), если карапуз не нашел «общего языка» с медсестрой. Как показывает практика, негативные эмоции зачастую сводят на «нет» всю пользу от таких манипуляций.
Не оставляйте без внимания просьбы малыша, особенно когда он плачет. Оторвитесь от телефонного разговора, возьмите ребенка на руки, поцелуйте, обнимите, успокойте, а затем продолжите беседу.
ЗАПОМИНАЕМ И ПОВТОРЯЕМ
Теперь ребенок внимательно следит за вашими действиями, запоминает их, может достать вещь, спрятанную на его глазах в карман. Хорошо помнит, где вы носите интересные для него предметы, и пытается их достать. Например, зная, что у бабушки на шее висит интересный медальон, будет карабкаться к ней на колени и тянуть за цепочку. Или полезет в карман папиного пиджака за мобильником…
Малыш с удовольствием будет рвать и мять бумагу. Выделите ему старые газеты или журналы, попутно объяснив, что книги рвать ни в коем случае нельзя. Чтобы это не получилось «нечаянно», давайте крохе для самостоятельной игры и «чтения» только толстые картонные книги. Тонкие страницы он не сможет переворачивать сам и порвет просто потому, что пальцы еще недостаточно послушны.
Для тренировки пальчиков, предложите ребенку пересыпать орехи, пуговицы, камушки, фасоль, постепенно переходя на более мелкие предметы. Учите пересыпать не только пальчиками, но и разными ложками, маленьким совочком.
Покажите крохе, как переливать воду из одного пластикового стаканчика в другой, зачерпывать воду ложкой из миски и наливать в чашечку. Все это будет развивать мелкую моторику и сослужит прекрасную службу в плане обучения самостоятельной еде.
В 9 месяцев ребенок уже может начинать учиться одеваться. Точнее, раздеваться. Научите его стаскивать носочек, снимать шапочку, вынимать руку из рукава расстегнутой кофточки или курточки. Просите протягивать вам нужную ручку или ножку, подставлять голову, сжимать ручку в кулачок, когда просовывает ее в рукав. Чем раньше вы научите этому малыша, тем легче ему будет в дальнейшем овладевать навыками самообслуживания.
Стоя или сидя в ванной, кроха может мыть личико и ручки. Девочки часто повторяют «подмывающие» движения мамы – похвалите юную чистюлю! Старайтесь, чтобы малыш «наравне со всеми» участвовал в делах семьи, чаще оказывался за общим столом – на вашем примере он будет учиться себя вести, общаться с другими людьми.
ЗНАКОМСТВО С ТЕЛОМ
Помогите крохе познакомиться со своим телом! Именно на это направлены приведенные ниже игры. Не забывайте, что от родителей малыш учится, как надо относиться к своему телу, его потребностям, позывам, сигналам. Если ребенка приучают уважать свое тело, слушать его, этот навык остается на всю жизнь.
Если же родители в угоду своим нуждам, страхам или привычкам дают малышу понять, что его тело «глупое» и «неправильное» ( посредством насильственного кормления, навязывания своего ритма и распорядка дня, несвоевременными высаживаниями на горшок, купаниями, запретами на активное движение и т.п. ), ребенка ожидают сложности в построении дальнейших гармоничных отношений с самим собой.
Играя с малышом, важно, чтобы ему было интересно. Основное условие формирования этого интереса – эмоциональная вовлеченность мамы, ей должно быть смешно и весело. Ведь игра – не нудная обязанность!
Дарики-комарики
• Дарики-дарики,
• Ай да комарики! ( хлопаем в ладоши ),
• ЗЗЗЗЗ ( логопедическое проговаривание звука З! )
• Вились-вились, ( пальчики сложены в щепотки, производим круговые движения кистями )
• Крошке в носик ( можно называть любые части тела )
• Вдруг вцепились.
Когда малыш подрос и научился хорошо бегать – особенно если он непоседа – эту игру можно превратить в салки-догонялки: комарики догоняют и кусают ребенка.
Хлопотушки
• Хлопотушки - хлопотушки, ( хлопаем в ладоши )
• Закрывай скорее ушки ( глазки, щечки, коленки и другие части тела, которые вы сейчас «учите» ) – закрываем уши ладошками.
Пока ребенок маленький, не стоит называть больше 3-4 за одну игру. Если малыш хочет продолжения игры, повторяйте те же самые, но в другой последовательности. А в другой раз прибавьте еще что-то одно.
Игра-будилка ( засыпалка ) на знакомство с частями лица и головы
• С добрым утром глазки,
• Вы проснулись?
• С добрым утром носик,
• Ты проснулся? – и далее все части, которые вы «учите».
• С добрым утром, ( имя ребенка )
• Ты проснулся!
• Доброй ночи, глазки,
• Засыпайте! и т.д.
• Доброй ночи, ( имя ребенка )
• Засыпай-ка!
ЛЕПИМ И РИСУЕМ
С 9 месяцев можно начинать игры, которые затем перейдут в лепку, аппликацию, рисование. Покажите малышу, как можно возить мелками или фломастерами по большому листу бумаги. Окуная пальчики ребенка в специальные нетоксичные краски, дайте крохе возможность размазывать из по листу, куску ткани или собственному телу ( если вы беспокоитесь за чистоту своего дома, играйте с красками в ванной – и с кафеля, и с самого художника их можно будет сразу смыть теплым душем ).
Сделайте лепешку из любого теста или глины и, посадив карапуза себе на колени, втыкайте в нее фигурные макаронины, фасоль, орешки, камешки: малыш будет с удовольствием их выковыривать. Отвинчивать крышки, складывать в кастрюльку порезанные для супа овощи, поднимать с пола и складывать на стульчик или в специальную коробочку спички, зубочистки или фасолины, перебирать крупные пуговицы, бросать в корзиночку грецкие орехи или ватные шарики – все эти занятия прекрасно развивают пальчики и очень увлекают малышей, особенно если мама подает пример.
Источник: http://www.pervenez.ru/ http://mamabum.info/