Развиваем слух играя
Игры, направленные на развитие слуха
Слух играет важнейшую роль в развитии каждого ребёнка. С помощью него дети учатся распознавать голоса, имитировать звуки и говорить. Кроме того, слух позволяет ребёнку слышать сигналы опасности, ориентироваться в пространстве, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки.
Ребёнка с самого рождения окружает масса звуков, в которых не так просто разобраться. Каждый день ребёнок знакомится с новой массой звуков. К двум годам ребёнок ещё не идеально разбирается в звуковом мире. Фонематический слух уже сформирован, но практически все малыши разговаривают с ошибками.
Поэтому для правильного формирования речи, а также дальнейшего развития слуха нужно регулярно проводить специальные игры на развитие остроты слуха, на переключение слухового внимания, на умение соотносить свои действия с различными звуками, например музыкальных инструментов, на восприятие словесной команды, на умение различать звуки, близкие по силе, тону, на развитие чувства ритма.
Бубенчики
Для проведения этой игры потребуются погремушки или бубенчики.
В этой игре участвует группа детей. Ребята стоят с вытянутой правой рукой. В середине круга ходит ведущий и ударяет погремушкой по ладони игроков. Он повторяет небольшое стихотворение:
Бубенчики висят, качаются, звенят.
Повторим мы их звон.
Динь-динь! Дан-дан! Дон-дон!
Тот игрок, до которого ведущий дотронулся на последнем слоге стихотворения, выходит в центр круга и выполняет указания детей. Если дети поднимают руки вверх, ребёнок должен пропеть высоко: «динь-динь», если их руки находятся на уровне пояса – «дан-дан», а если руки опускаются вниз – низким голосом – «дон-дон». Если ребёнок в точности выполнит все указания ведущего, он сам становится ведущим.
Игра «знакомство с ритмом»
Инвентарь: игрушечный барабан.
Взрослый берёт игрушечный барабан и предлагает ребёнку послушать, как он звучит. Затем малышу показывается, что на барабане можно создавать короткие, медленные, чёткие удары, под ритм которых можно медленно ходить. Взрослый берёт ребёнка за руку и, продолжая медленно ударять по барабану, ходит с ним, приговаривая в такт ударам: «топ-оп-топ-топ». Можно попросить другого взрослого походить с крохой по комнате в такт ударам. Чтобы было веселее, можно поставить ступни ребёнка на ноги второго взрослого, а потом таким же образом продолжать ходьбу, изображая мишку косолапого.
Вскоре малыш почувствует ритм и уже без труда справится сам. После того, как медленный шаг под барабан будет освоен, можно рассказать ребёнку, что барабан издаёт короткие и быстрые удары, под которые можно бегать. Взяв ребёнка за руку, взрослый должен продемонстрировать последнее утверждение на практике. Через некоторое время можно малышу позволить самому побегать по комнате, внимательно наблюдая, как он чувствует ритм.
После того, как рабёнок освоит этот вид гры, нужно переходить к главной её части. Так как всё это время барабан был у ребёнка на виду, к тому же он не только слышал его, но и видел, как взрослый отстукивает ритм, то теперь взрослому нужно сесть так, чтобы барабан был спрятан (например. Под стол). Надо предложить ребёнку самому выполнять движения в зависимости от того, какой ритм взрослый будет отбивать. Рекомендуется чередовать медленные и быстрые удары.
Где и что звенит?
Инвентарь: музыкальные игрушки.
С помощью музыкальных игрушек (например резиновых животных) можно научить ребёнка различать звучание предметов, определять последовательность их звучания и местоположение мцузыкального предмета в пространстве. Сначала взрослый показывает ребёнку музыкальные игрушки, которые лежат перед ним на столе, а затем поочерёдно демонстрирует их звучание. После того как малыш запомнит звучание игрушек, взрослый встаёт у него за спиной и снова демонстрирует звук. Если кроха без труда различает звучание двух музыкальных инструментов, то можно увеличить число игрушек до четырёх, добавив, например, губную гармошку и свисток.
Звуки
Инвентарь: любые предметы, которые издают определённые звуки. Например. Колокольчик, ложки. Бумага и т.д.
Посадите ребёнка перед собой и повернитесь к нему спиной. Различными предметами воспроизовдите звуки (например. Рвите бумагу, стучите ложками и т.д.). Малыш должен назвать предмет, которым вы пользовались, не поворачиваясь. За каждый правильный ответ поощряйте ребёнка.
Высокие и низкие звуки
Взрослый должен заставить ребёнка почувствовать различие между высокими и низкими звуками. Например, можно сначала зазвонить в маленький колокольчик, а затем – в большой; ударить сначала по хрустальному бокалу, а потом – по кастрюле; сначала свиснуть, а потом постучать в дверь и т.п. переходить от одного звука к другому нужно несколько раз, при этом объясняя ребёнку, какой звук называется самым высоким, а какой самым нзким. Чтобы малыш хорошо почувствовал разницу, можно изобразить эти звуки голосом (слово «высокий» произнести на высокой ноте, а слово «низкий» - на низкой).
Совет: не рекомендуется создавать вокруг ребёнка атмосферу тишины в течение длительнго времени. Даже во время сна следует снижать звуки, но не исключать их. В то же время важно, чтобы не было постоянного шума.
Автор: Светлана Цыбина
Комментарии ↓
-
У нашего ребенка тоже были проблемы с голосом и слухом. Речь также была не сильно внятная, голос тихий. Нам порекомендовали центр исследования голоса и речи Екатерины Петровой, где наш ребенок занимался с постановкой голоса и речи не долгое время - и все наладилось. Теперь у нашего сына хороший голос и поставленная речь. Мы очень довольны