Планирую

3-7 лет

Старше 7 лет

Что такое сказкотерапия

 Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки
 проклятого своего воспитания.
 Что за прелесть эти сказки
 Каждая есть поэма!
          А.С. Пушкин
 
Дорогие мои родители! Как часто мы задумываемся над тем, как поведать своим детям, что такое «хорошо» и что такое «плохо», как научить ребенка вести себя в различных ситуациях, как сформировать понятия о ЛЮБВИ, ВЕРНОСТИ, ДРУЖБЕ, ВЗАИМОПОМОЩИ. Современные  родители предпочитают, чаще всего, нравоучительную беседу. А как насчет запретов  и наказаний, пробовали? Не помогает! Можно, конечно доверить своё чадо современным компьютерным технологиям с многообразием «поучительных» игрушек  или часами разрешить просмотр новомодных мультфильмов на современный лад. А когда это самое время драгоценного детства проходит, ищем для ребенка психолога, психотерапевта…
 
 Почему же, дорогие родители, мы почти забыли доступный всем, но уникальный метод воспитания как СКАЗКА, этот богатейший  источник и побудитель высоких  человеческих чувств  и переживаний? Правильно прочитанная или от души рассказанная сказка формирует воображение ребенка. Передача сказок началась в древние времена, первые люди запечатлевали виденное ими в художественных образах- сказки не придуманы ,а увидены.Ребенок до 7 лет живет в мире созданных им образов и поэтому прекрасно воспринимает образы сказок, живет с ними и познает тонкие духовные закономерности мира. Фантазия здесь работает на все сто, чего практически не происходит при просмотре современных мультфильмов. Там и фантазировать не надо, уже всё придумано взрослыми и представлено перед хрупкой развивающейся личностью в готовом виде со стереотипами. Случилось слышать мне восторженный рассказ одной «любящей» мамы: «Моя Машенька просто  с ума сходит по «Winx». Игрушки, сумочки, парфюмерия, ручки, даже трусики «винксовские» ей покупаю. «Бедная Машенька» - подумала я - «Как неверно формирует в тебе идеал красоты и женственности твоя «бедная» мама. Ребенок вынужден  принять готовые и не всегда правильные варианты жизни из мультфильма -  интеллектуальная и психологическая нагрузка на неокрепший детский организм. Кроме того, длительный просмотр мультфильмов и  игры на компьютере приводят к близорукости, нарушению осанки, являются предпосылкой в далеком будущем, но онкологических заболеваний, ведь ребенок должен бегать, прыгать и скакать, а не находиться в непонятном  для него виртуальном мире, который входит в него до глубины органов, исходя из его физиологических возрастных особенностей.
 
 Только через народную сказку ребенок в доступной ему форме осваивает пути решения жизненных задач, учится проводить аналогии между сказочными героями и жизненными, примеряет на себя различные роли. Всё это помогает малышу  лучше осознать себя, побеждать страхи и неуверенность, строить отношения с окружающими, преодолевать кризисные явления жизни (ссора с близкими, болезнь, развод родителей), а также справляться с такими поведенческими проблемами, как упрямство, лень, капризы, ложь, агрессия и многое другое.
 
 Так что же такое СКАЗКОТЕРАПИЯ? Этот термин появился в науке сравнительно недавно и вызвал многообразие ассоциаций. Для одних специалистов – это лечение сказками, для других – приём коррекционной работы, для третьих -  способ передачи основных знаний о жизни. Сказкотерапия – это не только направление психотерапии, это синтез многих достижений медицины, психологии, педагогики и философии различных культур с древнейших времен до современности. 
 
 Умеет сказка души врачевать, а лечение это происходит иногда необъяснимым волшебным образом. Волшебство, в свою очередь, связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новые возможности. Однако, нужно помнить взрослым (ребенок то  это знает от природы), что волшебство часто не видимо глазом, оно ощутимо лишь Душой. Прислушивайтесь к своему сердцу, будьте чуткими и внимательными. Впустите Тайну в свой дом, возьмите сказку с собой на прогулку, в магазин, детский сад. Если вы расскажете своему малышу об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом деревце, цветочке, травинке, разве возникнет  у него желание  бездумно ломать ветки и рвать цветы? Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, родничке живет своя Ундина, разве захочется ему загрязнять природу? Если малыш узнает, что даже в самом маленьком огоньке живет Саламандра, захочется ли ему играть со спичками, бездумно разбрасывать по дому испуганных Саламандр?  А вот если, приведя в детский сад драчливого сынишку, торопящаяся мама строго даст  установку: «Нельзя отбирать игрушки у Кати, нельзя обижать Серёжу, нельзя…». Уверяю вас, что ребёнок поступит с точностью наоборот, только в этот раз будет похитрее, и навешает Серёже тумаков, когда воспитательницы рядом не будет. Эффективнее было бы положить  «драчуну»  в кармашек горсточку конфет, наделить их великой волшебной силой. Волшебные конфеты (конечно, при условии, что ими   угостить других) наградят детей чудотворной силой,  дающей способности простить, помирить и подружить. В конечном итоге, ребёнок поймёт, что мир создан для любящего человека!
 
Безусловно, вы сталкиваетесь с трудностями, что придумать, как преподнести, объяснить. Ведь у наших «почемучек» всегда возникает куча «почему?». Одной неуверенной в себе девочке мама подарила волшебный платок, который может превратить, в кого только пожелаешь.  Чтобы не допустить разочарования у малышки, мама предупреждает, что чудесного превращения не увидишь в зеркале.  «Почему-у?» -  спрашивает дочурка. «Представь себе,  я надену этот платок и захочу превратиться в лошадь, войду в виде лошади в комнату к папе, и… скорее всего он упадет в обморок. Теперь ты понимаешь, почему волшебство невидимо ...  конечно, чтобы не пугать близких людей. Но, если я превращусь в лошадь внутри себя, я приобрету её красоту, грациозность и выносливость. А как в жизни пригодятся эти качества!» - объясняет мама.
Детям не нужно объяснять сказки, мышление приходит к 7 годам и поэтому ребенок может идти в школу. Сказки нужно рассказывать, с большой самоотдачей и ответственностью, чтобы ребенок почувствовал всем своим существом( не понял)мудрость мира,заключенную в сказках.
 
 
Башмакова Ольга Валентиновна
Социальный педагог
Специалист по сказкотерапии
Для комментирования нужно
Гость

Может быть интересно

Адреса

  1. Детская поликлиника №1

    ул. Димитрова, 4, тел. 22-71-61

  2. Детская поликлиника №1

    ул. Гагарина 23, тел. 42-41-31

  3. Детская поликлиника №2

    пос.Новый, 16, тел. 51-36-19.
    "Центр здоровья для детей" - 51-48-43

Все адреса

Сервисы

5`C
  • На дату: 17.04.2024
  • Давление: 752.63 мм рт.ст.
  • Ветер: 2.68з(ю) м/с
  • Влажность: 87 %

openweathermap.org