Координация
Координация движений ребёнка
Координация движений – одна из областей развития ребенка, заняться которой родителям необходимо как можно раньше.
Физической тренировке, совершенствованию ловкости движений, подвижности, ритмичности ребенка будет способствовать выполнение им несложных и интересных заданий, которые мама может придумать сама.
Что же необходимо для проведения активных занятий? Мячики, шарики, скакалки, резинки, кегли, ложки, небольшие игрушки, обручи, гимнастические палочки — пригодится все это, и не только. Желательно, чтобы мячики и палочки были разных цветов — тогда в процессе выполнения задания вы с малышом сможете обращать внимание ещё и на цвета.
Нарушение координации у детей грудного возраста можно заподозрить лишь после развития произвольной двигательной активности. А так, наблюдение за тем, как ребенок тянется к игрушке, подносит ложку ко рту, сидит, стоит, ходит, дает представление о механизмах координации. Если с ребенком трудно установить контакт при выполнении определенных заданий, можно попросить его просто коснуться пальцами мелкого предмета (нос куклы, маленький шарик, маленькое пятнышко на одежде). Промахивание при приближении к цели характерны при мозжечковом нарушении. Так же нужно обратить внимание на то, если походка неуверенная, ребенок широко расставляет ноги, часто падает.
Координироваться - значит быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие. Мозг отдает «приказ», а тело, его руки, ноги, пальцы и т.д. подчиняются этому «приказу».
Всегда ли случается такое согласование? Увы, не всегда и не у всех. Встречаются взрослые и дети, которые ведут себя неуклюже, некрасиво ходят, жестикулируют, у них все падает из рук, они и сами-то не твердо стоят на земле. У кого-то не развит вестибулярный аппарат, а кто-то просто не тренирован, не способен одновременно подчинить себе самого себя.
Развитие координации движений так же важна, как и развитие мелкой моторики ребёнка.
Предлагаю вам небольшой комплекс простых упражнений для координации движений. Упражнения могут применяться в разное время суток.
Для утренних упражнений подойдёт весёлая игра. Расскажите ребёнку сказку, пусть она будет сопровождаться действиями со стороны ребёнка:
«Жил был на свете журавль (ребенок стоит на одной ноге). Жил он на болоте, ел лягушек (малыш должен попрыгать по полу, отталкиваясь ногами, изображая лягушку). Однажды журавль встретил утку (она изображается хождением на корточках). «Что ты ешь, журавль?» — спросила утка. «Лягушек» — ответил ей журавль. «А можно и мне попробовать?» «Конечно! Их легко поймать. Нужно только наклониться, поймать лягушку за ногу, подбросить и проглотить». Обрадовалась утка и бросилась в болото, но не тут-то было! Увидели ее лягушки и разбежались». Каждый раз, когда упоминается животное или действие, ребенок должен его повторить.
Запомнить эту историю легко, а после такой зарядки ребенок до конца проснется и день будет просто отличным.
Для игр в дороге тоже можно придумать что-то полезное. Там, где нельзя скакать и прыгать, развивать реакцию тоже можно. Например, пока едете в автобусе в детский сад, предложите ребенку выполнять различные действия обеими руками одновременно.
Например, пальцем левой руки рисовать кружочки на коленке, а правой отстукивать ритм.
Еще одно упражнение, которое любят и взрослые, и дети – это ходьба по бордюру. Удивительно, но это развлечение тоже развивает координацию!
Дома я дочке устраиваю «полосу препятствий», которую она должна пройти, не задев ни один предмет. Например, я разбрасываю на полу спонжи, кубики среднего размера и т.д. Ребёнок должен пройти, ничего не задев (можно устроить ходьбу «восьмёркой»), так же можно играть с теми же предметами на полу – не обходить их, а наоборот, наступать на них, как на островки, при этом стараться сохранять равновесие и «не упасть в реку».
Так же, очень простой, но, как оказывается, очень важный атрибут в доме – это качели. Они развивают координацию движений, помогают преодолеть страх высоты. Чем больше у качелей размах – тем полезнее это для мозжечка (например, у нас в квартире висят качели, размах у которых 1 метр в одну и 1 метр в другую сторону). В старину, к слову скажу, любили раскачивать младенцев в одеяле, держа его с двух сторон. Да те же люльки и колыбели были придуманы не случайно! Всё это благотворно влияет на мозжечок, который играет важную роль в развитии координации ребёнка.
Часто мамы запрещают детям поднимать различные камни и палки, которые, по их мнению, являются не самыми лучшими вещами для игр, с точки зрения безопасности. А ведь именно природный материал как нельзя лучше подходит для гармоничного развития ребенка. Покажите малышу, как из камней можно строить башенки, выкладывать цветочки, орнаменты. Пусть он фантазирует и построит собственную пещеру для маленьких кукол или сделает домик для жучков. Играя с камнями, ребенок стимулирует развитие мелкой моторики, учится координировать свои движения. Кроме того, камни могут стать дидактическим материалом в обучении математике: с их помощью можно наглядно показать различие понятий «больше-меньше», «много-мало», а также освоить навыки счета и простейшие математические вычисления.
Нам в том году привезли с юга гладкие плоские камешки разных размеров. Из них можно строить и пирамидку, и кидать их в сосуд с водой (и смотреть, как они окрашиваются в другой цвет).
Таким образом, дорогие мамы, все вышеуказанные игры вы можете изменять, дополнять, усложнять и комбинировать. Главное, чтоб активные занятия приносили малышу радость и удовольствие.
Автор: Светлана Цыбина