Мелкая моторика
БОЛЬШАЯ польза от мелкой моторики или умные пальчики
Я хотела бы начать свою статью, с обычных, или уже понятных, казалось, вещей. Все мы слышали много раз о мелкой моторике. Если задуматься: почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадке ровный почерк, а у других каракули? Большинство учёных, педиатров и учителей считают, что многие успехи ребёнка напрямую зависят от умения работать руками.
Моя дочка родилась раньше срока, поэтому мне приходится с ней много заниматься. Один хороший врач сказал очень точную фразу - «…когда устают детские пальчики, то развивается мозг». И меня как осенило. Да, я понимала, что существует много упражнений на мелкую моторику, но насколько всё это действует на ребёнка, я узнала только на личном примере.
Учёные пришли к выводу, что формирование речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Кроме того, доказано, что даже мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Таким образом, систематические упражнения по тренировке детских пальчиков являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и других навыков. Поэтому, детям надо создать такую среду, в которой они могли бы вдоволь что-то рвать, перебирать, ковырять… Конечно, чтобы это было безопасно.
Что интересно, занятия мелкой моторикой предназначены не только детям до года и чуть постарше, но мелкая моторика продолжает быть актуальной вплоть до самой школы. Ловкие детские пальчики – это залог полноценного интеллектуального развития малыша. Более того, чтобы сохранять ясность ума, пожилым людям тоже рекомендуют иметь какое-то хобби, чтобы работать пальцами, будь то плетение макраме, вышивание бисером и т.д.
Сегодня я хочу предложить разминку для школьников с трудностями чтения и письма. Эта разминка так же идеально подходит для детей с нарушениями речи, так же можно что-то упростить. Лично я занимаюсь такой разминкой со своей дочкой очень часто. Можно как-то обыгрывать, подключать забавные звуки, имитировать голосом что-то. Короче говоря, занимайтесь легко и непринуждённо.
Итак, первое упражнение называется «Разжигаем огонь».
Растираем середины ладоней и основания больших пальцев до чувства жжения. Как только рукам станет нестерпимо горячо, мы можем быть уверены в том, что активизировали речевые зоны в головном мозге. Далее, растирание запястий, затем, производить хватательные движения пальцами – «хватаем конфеты», вращательные движения кистями рук – «Фонарики».
Дальше идут интересные мини-упражнения:
- совершать круговые движения каждым пальчиком – «Осы». Ребёнок это делает сам, под присмотром взрослого, либо взрослый берёт каждый пальчик и вращает его;
- сгибание каждого пальчика – «Пружинка»;
- разгибание каждого пальчика с сопротивлением – «Вилочка»;
- массаж каждого пальчика с переходом на ладонь до запястья – «Вкручивание винтиков»;
- массаж кончиков пальцев – «Птичка кормит своих птенчиков».
Это упражнение очень нравится детям. Я делаю из руки подобие клюва мамы-птицы, которая «кормит» каждого птенчика (пальчик). Получается, что массируются подушечки пальцев. Этот массаж можно сопроводить каким-то забавным звуком. Хочу сказать, что достаточно одного-двух раз делать эти упражнения «по бумажке», потом они хорошо запоминаются. Я выделяю специальное время, мы садимся поудобнее и начинаем наши упражнения, применяю так же много разных резиновых мячиков с резиновыми шипами, суджоки разных размеров и т.д. Об этом подробнее мы поговорим в другой раз.
Хочу так же предложить вашему вниманию несколько простых игр для мелкой моторики ребёнка.
Маленькие завинчивающиеся бутылочки (игра для детей 2-3 лет)
Спрячьте внутрь мелкие игрушки или конфеты, часть бутылочек оставьте пустыми. Предложите малышу угадать, в каких бутылочках спрятаны игрушки. Будет очень хорошо, если он сам догадается потрясти бутылочку и послушать, есть ли там что- нибудь. После того как все предметы будут извлечены, попросите малыша закрыть бутылочки.
Игра развивает слуховое внимание и мелкую моторику рук.
Баночки от крема (игра для детей 2-3 лет)
Предложите ребенку отвинтить все крышечки, а затем, перемешав их, снова закрыть. Можно играть с тремя-пятью баночками и более. Обратите внимание: все баночки должны быть разными, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка.
Игра развивает зрительное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук.
Прищепки (игра для детей 3-5 лет)
Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.
Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.
Таким образом, занятия мелкой моторикой должны быть ежедневными, если необходимо – то и несколько раз в день. Мелкой моторики не может быть избыток. Ум ребёнка находится на кончиках пальцев – так сказал известный педагог Сухомлинский. С ним нельзя не согласиться, ведь двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь, да и не только она.
Автор: Светлана Цыбина
Комментарии ↓
-
Мелкая моторика конечно важна для детей. Но вот наша дочь развивала свою моторику разбирая бельевые прищепки)) Видно это дело ей понравилось, так как разобрала очень много прищепок. Ну что делать, ребенок развивается. А новые прищепки всегда можно купить в интернет магазине https://xn--j1aaue.xn--p1ai/ причем по оптовым ценам