Как научить ребёнка писать
Часть 1. Развиваем память и внимание.
Подготовить ребёнка к школе, и развить все необходимые навыки и умения можно вместе с родителями дома, в процессе игры. В ходе игр у детей развиваются речь, логика, мышление, мелкая моторика рук, укрепляется зрительная и слуховая память. Не обязательно сидеть за скучными прописями – играя, ребёнок намного быстрее и легче научится писать свои первые слова, а так же читать. Научить ребёнка читать и писать могут в школе, но многие мамы хотят это сделать намного раньше, тем более, если малыш проявляет интерес к этому занятию и сопровождают свои рисунки буквами или даже словами, пусть они скопированы с экрана телевизора или из книги. Особо любознательные дети начинают освоение грамоты самостоятельно –переписывают слова из любимых книг, названия конфет с фантиков, при этом им совершенно не важно, на каком языке это происходит. Для детей в возрасте 4-5 лет важен сам факт написания букв.
В первую очередь, чтобы подготовить ребёнка к школе, важно завладеть его вниманием. О том, как развивать и тренировать его внимание и память, мы поговорим в первой части статьи.
Родителям следует избегать в обучающих играх однообразия и монотонности, время от времени прерываться на физические разминки или рисование.
Угадайка
Для этой игры подойдёт любая книга со стихами, а если под рукой такой не окажется, то можно просто называть ребёнку предметы, которые его окружают.
Цель: развить и сконцентрировать внимание. Удобно сядьте с ребёнком на диване или кресле. Возьмите книгу со стихами, в которых речь идёт о животных, птицах, цветах и т.п., главное, чтобы в них присутствовало не менее пяти объектов. Например, медведь, заяц, лиса, ёж и т.д. Объясните ребёнку, что вы будете медленно и с выражением читать, а ему необходимо хлопнуть в ладоши, если он услышит название птицы, цветка или животного. Для такой игры прекрасно подходят произведения известных детских писателей.
Наблюдайка
Проводить игру можно где угодно, используя при этом любые подручные предметы.
Цель: развить наблюдательность, пространственную память.
Предложите ребёнку рассадить любимые игрушки в ряд на столе или кровати, при этом он может вслух их называть, обращаться к ним по именам и т.п. Попросите ребёнка отвернуться и не подглядывать, а сами тем временем поменяйте местами две игрушки. Повернувшись, ребёнок должен определить, какие игрушки вы поменяли местами. Со временем игру можно усложнить, меняя местами не две, и три и более игрушки, добавляя новые предметы (книги, ручки, карандаши), некоторые игрушки совсем убирать, заменяя их новыми.
Топ-хлоп
Игру можно проводить как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Цель: развить внимание и контролировать действия.
Встаньте перед ребёнком и объясните ему, что как только вы скажете слово «хлоп», он должен топнуть ногой, а как только вы скажете «топ», он должен хлопнуть в ладоши. Во время игры вам не надо быстро произносить команды друг за другом. Следите за реакцией ребёнка и давайте ему время сообразить и скоординировать свои действия. Если ребёнок испытывает затруднения, следует сосчитать до трёх, а затем сменить команду на другую.
О чём я думаю
Простая и увлекательная игра, которую можно проводить не только дома, но и на прогулке, в компании или индивидуально, придумать особые правила. В любой игре главным является сам процесс, который должен быть интересным и не утомлять ребёнка. В большинство игр он может играть самостоятельно.
Итак, сядьте в кресло или на диван рядом с ребёнком. Скажите, что вы загадали предмет и будете его описывать словами, а ребёнок должен отгадать предмет. Например, вы загадали апельсин и начинаете описывать его форму, цвет, вкус и т.п. После того, как ребёнок справился с заданием, вы можете поменяться ролями и дать ему возможность задумать свой предмет и описать его.
Хочу напомнить о том, о чём мы говорили выше. Все эти простые задания и упражнения дают вам возможность завладевать вниманием ребёнка. Пусть по чуть-чуть каждый день, он должен привыкнуть к занятиям с вами, позднее, при более серьёзной подготовке к школе ему будет намного проще. Вы уже с самого начала приучали его к усидчивости.
Большой и маленький
Игра развивает логику и быстроту реакции, в неё можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Встаньте с ребёнком друг напротив друга. Вы по очереди называете самые разные предметы, а ребёнок должен показывать руками размеры названного предмета.
Так же в игре можно использовать книжку с картинками или специальные карточки с изображениями. Вы показываете на изображённый предмет, а ребёнок говорит и показывает руками. Например, солнце большое, зёрнышко маленькое и т.д.
Какого я цвета
Очень весёлая игра, которая быстро поднимет настроение и ребёнку, и взрослому. В неё можно играть дома, на прогулке и т.д.
В любой игре важно соблюдать правила, что должно быть оговорено перед началом. Соблюдение условий игры приучает ребёнка к умению работать без ошибок.
Вы удобно располагаетесь с ребёнком на диване. Объясняете ему, что вы будете называть цвет, а он должен отгадать предмет, которому этот цвет подходит. Вы говорите ребёнку: «я красный», ребёнок отвечает: «ты – помидор!» и т.п.
В игре можно использовать как реальные предметы, так и шуточные придуманные вещи, для того чтобы игра была весёлой и интересной.
Во второй части мы перейдём на более сложный уровень в подготовке ребёнка к письму.
Автор: Светлана Цыбина
Комментарии ↓
-
Если говорить о «красивом» почерке, а главное читабельном, то тут надо уделять внимание с раннего детства ребёнка. Сначала рисование, потом черчение знаков. Тут большую роль играет правильная посадка ребёнка, правильное держание письменного инструмента. В Центральной Европе есть учёные-педагоги, которые занимаются этой проблематикой. Не знаю, пропустит ли антиспам вашего сайта мою ссылку, но тут выложены основные мысли методики известного чешского педагога Анны Тымиховой:
Готовимся учиться писать